Международное коммунистическое движение давно переживает шатание мысли. Особенно оно стало заметно после развала СССР, после предательства социализма в нашей стране. До тех пор учения Маркса и Энгельса абсолютное большинство левых считало прочным основанием революционной теории. Впавшие в панику некоторые лидеры левых в порыве отчаяния начали говорить о недостаточности этих учений и устарелости их, занялись «совершенствованием» марксизма, пересмотром его основных положений. Эти голоса раздаются и сегодня, в том числе и в России. Не является исключением даже сайт РУСО, на котором нет-нет да и появляются те, кто стремится «поправить» и уличить в «ошибках» Маркса и марксизм. Есть целые школы подобных «исправителей», как, например, школы «неомарксизма», «мутантного социализма» в СССР, ярким представителем которых является, например, А.В. Бузгалин, есть приверженцы некой химеры под названием «Полилогия» и т.д.
И все же большинство коммунистов остаются стоять на почве теории Маркса, осознавая, что она впервые превратила социализм из утопии в науку, установила твердые основания этой науки и наметила путь, по которому должна идти, развивая дальше эту науку и разрабатывая ее во всех частностях. Она раскрыла сущность капиталистического хозяйства, объяснив, каким образом наем рабочего, купля рабочей силы, прикрывает порабощение миллионов неимущего народа кучкой капиталистов. Она показала, как развитие капитализма стремится к вытеснению мелкого производства крупным, создает тем самым условия, делающие возможным и необходимым социалистическое устройство общества. Она научила видеть под покровом укоренившихся обычаев, политических интриг, хитросплетений разного рода учений – классовую борьбу между имущими классами и массой неимущих. Она четко сформулировала главную задачу революционной коммунистической партии: не сочинение планов переустройства общества, не проповедь капиталистам и их прихвостням об улучшении положения рабочих, не устройство заговоров, а организацию классовой борьбы рабочих и крестьян и руководство этой борьбой, конечная цель которой – завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества.
Естественно, возникает вопрос: что же внесли нового в эту теорию за эти годы те громогласные «обновители», которые грозились привести учение Маркса в соответствие с новыми реалиями? Ровно ничего: они не подвинули ни на шаг вперед той науки, которую завещали коммунистам развивать Маркс и Энгельс; они не научили пролетариат никаким новым приемам борьбы; они только пятились назад, пережевывая обрывки старых теорий или придумывая мертвые, нежизнеспособные схемы, проповедуя пролетариату не теорию борьбы, а теорию уступчивости по отношению к его врагам, к буржуазным правительствам и партиям.
Крепкой коммунистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет всех коммунистов, из которой они черпают свои убеждения, которую они применяют к своим приемам борьбы и способам деятельности. Защищать такую теорию от безосновательных нападок и от попыток ухудшить ее, придумывая некие «новации» – вовсе еще не значит быть врагом всякой критики. В.И. Ленин когда-то учил нас: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни». Однако, это вовсе не значит, что, «улучшая» учение Маркса, можно основные его положения ставить с ног на голову или вытравливать из него его смысл и душу.
Какие же задачи возникают перед коммунистами России, которые стоят на платформе марксизма? Они остаются неизменными. В первую очередь – это организация классовой борьбы пролетариата, руководство этой борьбой с целью завоевания политической власти и устройство социалистического общества.
Классовая борьба, как известно, разделяется на экономическую борьбу (борьбу против буржуев за улучшение экономического положения рабочих) и на политическую борьбу (борьбу против правительства, за расширение политической власти пролетариата). Сегодня многие коммунисты считают более важной экономическую борьбу. Политическую они склонны отложить на отдаленное будущее, когда, дескать, созреют некоторые условия для успешного проведения такой борьбы, а в настоящее время пролетариат еще не готов, он пассивен, разобщен и т.д. и т.п., не до конца сознавая, что «пассивность», «разобщенность» рабочих является результатом упущений в деятельности самих коммунистов. Такое мнение совершенно неверно. Вряд ли кто-то будет возражать против необходимости организации экономической борьбы рабочего класса, необходимости вести агитацию среди рабочих на этой почве, т.е. помогать рабочему классу в их ежедневной борьбе с хозяевами, обращать внимание на все случаи притеснений и разъяснять им такими образом необходимость объединения. Но из-за экономической борьбы забывать политическую – значило бы отступать от основного положения марксизма, забывать то, чему нас научила вся история рабочего и революционного движения. Мы ведь прекрасно помним, как неоднократно сторонники буржуазии и даже буржуазные правительства предпринимали попытки организовать экономические союзы рабочих, чтобы отвлечь их такими образом от политики, от социализма. Разве не эту роль сегодня выполняет «профсоюз Шмакова» в России? Разве не этим занимается сегодня российское правительство, бросая народу грошевые подачки, предварительно отобрав у него все социальные завоевания социализма, лишь бы отвлечь его от мыслей о бесправии, несправедливости, лживости власти. Никакая экономическая борьба не может принести рабочему или крестьянину прочного улучшения, не может даже вестись широко, если сегодня введены серьезные законодательные ограничения на проведение забастовок, стачек, проведение митингов, организацию рабочих профсоюзов.
Чтобы всего этого добиться надо вести политическую борьбу. В современной России на самом деле, реально граждане лишены политических прав. Например, участие в выборах – это чистая фикция под вывеской демократии. Результаты выборов грубо фальсифицируются, заполняя представительные органы снизу доверху представителями буржуазной власти. Т.е. класс буржуазии в лице президента и правительства фактически самостоятельно сами издают нужные им законы, сами же назначают лояльных себе чиновников. Как правило чиновники берутся из класса собственников и все они подчинены влиянию крупных капиталистов, которые, как говорится, веревки вьют из министров и добиваются всего, чего хотят. На рабочем классе лежит двойной гнет: его эксплуатируют, обирают и грабят капиталисты, а чтобы он не мог бороться против них, его связывает по рукам и ногам при помощи полиции, других силовых структур, затыкают ему рот драконовскими законами, принятыми им же избранными депутатами, чтобы он не мог отстоять свои права.
Правильно организованная экономическая борьба с необходимостью превращается в политическую, и коммунистическая партия обязана неразрывно связать и ту, и другую в единую классовую борьбу рабочего класса. Первой и главной целью такой борьбы должно быть завоевание политической свободы – иметь возможность открыто защищать свои интересы, выражать недовольство своим положением, ущемлением своих прав, проводить митинги, забастовки, организовывать свои профессиональные союзы и т.д.
Рабочий класс России способен и один вести свою экономическую и политическую борьбу, даже если бы он не получал помощи ни от какого другого класса. Но в политической борьбе рабочие не стоят одиноко. Состояние бесправия в обществе возмущает и сколько-нибудь честных и образованных людей, которые не могут смириться с травлей и запугиванием, с обманом и откровенным грабежом. Все эти группы населения, взятые отдельно, неспособны к упорной политической борьбе, но когда рабочий класс поднимет знамя такой борьбы, — ему отовсюду протянут руку помощи.
Стать во главе классовой борьбы за социалистическое будущее страны, за счастливое будущее народа – самая главная задача коммунистов России!
...
И.И. Никитчук, Председатель ЦС РУСО, д.т.н.
По циклу земному несутся стихи.
Вчера они были просты и легки,
Сегодня решат шаловливо резвиться,
А завтра устанут и станут томиться.
И сердце их бьётся, как у людей —
В тоске поспокойней, в любви посмелей.
В них есть темперамент, апатия, страсть.
Желание взять ненасытную власть.
Болезни, ожоги, жара и ветра,
Голодные дни, ледяная вода —
Известно им всё! Лишь не могут понять
Простой и стандартный глагол — "Умирать".
Однажды их автора бог призовёт.
Исчезнет поэт, безвозвратно уйдёт.
А могут стихи где-то сгинуть на полках?
Да могут. Но только совсем ненадолго.
Быть может неделю, быть может, столетье
Под пыльной они проваляются сетью.
А дальше их кто-нибудь с полки достанет
И в строки стихов с любопытством заглянет.
И снова в стихах сердце громко забьётся,
Любовь с огоньком по словам пронесётся.
И снова умчатся по циклу земному
Стихи — и не могут они по иному!
© Copyright: Вячеслав Сазанович
Июль 2023 г.
Май 2023 г.
Январь 2023 г.