Радостью
счастливого, беззаботного детства неистребимо веет от книги Олега
Демченко «Каникулы» (http://stihi.ru/2010/09/24/3432).
Прочитав её, невозможно отделаться от ощущения, что произошло
какое-то важное событие.
С черёмухой душистою
смешался
запах роз.
Душа взлетает — чистая,
как после бурных
слёз!
(Летний дождь)
Книга рассчитана на детей младшего
и среднего школьного возраста. Но на мой взгляд такой подарок
пригодился бы любому школьнику и в старших классах. Стихи,
составляющие сборник не только великолепно представляют природу во
все четыре времени года, но и дают понятие об истории, настраивают
молодые души на будущее.
И предчувствие нового
возникает
в груди,
и смотрю я взволнованно:
что же там —
впереди?
(Весна)
С тонким знанием родной природы
описывает Олег Леонтьевич деревья, цветы, животных, птиц. Вот как
выглядит у него жаворонок в одноимённом стихотворении:
В
степи весенней жаворонка пенье
перед рассветом радостно
звенит.
Свой голос чистый, полный вдохновенья,
весь трепеща,
возносит он в зенит.
Все выше, выше!.. Над пространством
сонным
всверлился в небо, вырвался из тьмы;
сверкнув, увидел
розовое солнце,
пока еще не видное с земли.
Боюсь, его
сердечко разорвется!
Но он уж далеко-предалеко...
А песня
льется, льется, льется…
И на душе становится легко!
В
трех строфах текста Демченко рисует и предрассветную степь, и
переливающийся звук поющей высоко в небесах птицы и краски весны,
чарующие наблюдателя. Сила стихов Олега Леонтьевича в богатой
звуковой инструментовке, в психологизме изображения, в умелой
композиции стихотворения.
Поэт мастерски строит свои
поэтические миниатюры, всякий раз находя выразительные детали,
помогающие раскрыть бытовое, познавательное и символическое значение
образа. Воробей у него то «серый, как солдат в шинели»,
то похожий на вербную почку, которую хочется потрогать
рукой.
Значимые мелочи, словно кадры хорошего фильма остаются
в памяти. Вот сосед, налаживая велосипед, задумался, «как
слепой» «с улыбкой» перебирая «все струны
спиц». Вот «закачалась занавеска» и «с
ароматом сирени» в комнату залетел ветер, а герою показалось,
что заходила «Она» («Ветер»). Вот «у
калитки тополя лепечут что-то нежное берёзам».
Мир
природы Олега Демченко пронизан множеством звуков, которые живут,
перекликаются, замещают друг друга, как в произведении «Дачный
самовар»:
Тоненько в лугах звенят цикады —
или
это чай уже вскипел?
Угольки трещат — или по скатам
хор
сухих кузнечиков запел?
«Генерал какой!» —
легкая ирония слышится в словах о начищенном, блестящем предмете,
который окончательно оживает в заключительной строфе:
и
кипит упруго и серчает,
весь в медалях, круглый самовар!
Затем
перед нами строфы миниатюры, которые описывают «мрачный»
деревенский колодец, подводят к неожиданному счастливому финалу. Они
полны драматизма. Тут и «холодеющее сердце» и «сладкий
страх» и «сырой вздох гнилого сруба»... А в итоге —
«солнце» «над головой»!
Великолепно
стихотворение «Летний дождь», пронизанное детскими,
восторженными интонациями («Вдруг, как ударит молния, / как
хлынет шумный дождь!»), преувеличениями («Все лягушата
вылезли, / и рада вся земля!») и увенчанное прекрасным
анафорическим финалом.
Машины мчатся мытые
по мокрому
шоссе.
Передо мной открытые
пути-дороги все!
(Летний
дождь)
Превосходно эмоционально напряжённое благодаря
повторам эпитетов (в сравнительной степени), аллитерации на «с»,
«р» и образным сравнениям стихотворение «Каникулы».
Его хочется привести целиком:
КАНИКУЛЫ
Быстрее,
быстрей — что есть силы,
педали все легче кручу.
Скорей!
Через облако пыли,
сквозь ветер — на волю лечу!
Там
ждет меня девочка Галка,
на речке, у темной ветлы.
И плечи ее,
словно галька
прибрежная, нежно-смуглы.
Скорее, скорее,
скорее!
Все слаженней стрекот колес!
И спицы по воздуху
реют,
прозрачнее крыльев стрекоз!
Такими же небольшими
шедеврами являются стихотворения «Ночные цветы»,
Ласточки», «Подсолнух», «Георгины». О
чувстве первой любви напоминают «Скажи, задумчивая осень...»,
«Запорхнула в парк прохлада...».
И благозвучно, и
достоверно, и зримо прекрасное стихотворение об осени:
Осенние
синицы на задворки
летят, перекликаясь в тишине.
Все веселей
сорок скороговорки,
все неизбежнее, все ближе снег.
И все
прозрачней над равниной воздух,
все призрачнее глушь березняка
...
И опустевшие вороньи гнезда
в сквозных ветвях видны
издалека.
Кажется невероятным, но почти каждое
произведение книги представляет собой выразительную, совершенную
картину, полную звука, живописи и смысла. Мало того, в каждом
стихотворении можно выделить два-три столь же полных изобразительной
силы плана, столь же выразительных и совершенных.
Покоряют
многие стихи Олега Леонтьевича, к ним наверняка захочет возвратиться
юный читатель, поразмышлять над ними, как над крылатыми словами
классических произведений.
Таковы образы летнего ливня из
стихотворения «Ливень», пугала из стихотворения «Журавли
улетели...» «как сторож — в сырой гимнастерке, / и
машет пустым рукавом...», образ колодезного журавля из
стихотворения «Колодезный журавль».
Таковы строфы
из отдельных стихотворений, талант, вложенный в которые, не требует
доказательств:
Легких, звонких поленьев
в печь подкину —
и дом
переполнится летним
позабытым теплом.
(Вьется вьюга,
играя...)
Вот идут прохожие,
тихие, хорошие,
с
мельниками схожие,
(Метелица)
я для нее в душе
берег
подснежник детской нежности.
(Снежная сказка)
Как
веселый румяный снегирь,
По бульвару шагает
суворовец.
(Рождество)
О Великой Отечественной войне
напоминает заключительная баллада «Берёзы». Как бы
подводя итог прочитанному, она заставляет вспомнить всё содержание
книги, в которой Олег Демченко рисует картины природы, Родины,
Мечты.
Член Союза писателей России
Сергей Сметанин