Сергей Сметанин

Возрождая жизнь слова

Радостью счастливого, беззаботного детства неистребимо веет от книги Олега Демченко «Каникулы» (http://stihi.ru/2010/09/24/3432). Прочитав её, невозможно отделаться от ощущения, что произошло какое-то важное событие.

С черёмухой душистою
смешался запах роз.
Душа взлетает — чистая,
как после бурных слёз!
(Летний дождь)


Книга рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Но на мой взгляд такой подарок пригодился бы любому школьнику и в старших классах. Стихи, составляющие сборник не только великолепно представляют природу во все четыре времени года, но и дают понятие об истории, настраивают молодые души на будущее.

И предчувствие нового
возникает в груди,
и смотрю я взволнованно:
что же там — впереди?
(Весна)


С тонким знанием родной природы описывает Олег Леонтьевич деревья, цветы, животных, птиц. Вот как выглядит у него жаворонок в одноимённом стихотворении:

В степи весенней жаворонка пенье
перед рассветом радостно звенит.
Свой голос чистый, полный вдохновенья,
весь трепеща, возносит он в зенит.

Все выше, выше!.. Над пространством сонным
всверлился в небо, вырвался из тьмы;
сверкнув, увидел розовое солнце,
пока еще не видное с земли.

Боюсь, его сердечко разорвется!
Но он уж далеко-предалеко...
А песня льется, льется, льется…
И на душе становится легко!


В трех строфах текста Демченко рисует и предрассветную степь, и переливающийся звук поющей высоко в небесах птицы и краски весны, чарующие наблюдателя. Сила стихов Олега Леонтьевича в богатой звуковой инструментовке, в психологизме изображения, в умелой композиции стихотворения.

Поэт мастерски строит свои поэтические миниатюры, всякий раз находя выразительные детали, помогающие раскрыть бытовое, познавательное и символическое значение образа. Воробей у него то «серый, как солдат в шинели», то похожий на вербную почку, которую хочется потрогать рукой.

Значимые мелочи, словно кадры хорошего фильма остаются в памяти. Вот сосед, налаживая велосипед, задумался, «как слепой» «с улыбкой» перебирая «все струны спиц». Вот «закачалась занавеска» и «с ароматом сирени» в комнату залетел ветер, а герою показалось, что заходила «Она» («Ветер»). Вот «у калитки тополя лепечут что-то нежное берёзам».

Мир природы Олега Демченко пронизан множеством звуков, которые живут, перекликаются, замещают друг друга, как в произведении «Дачный самовар»:

Тоненько в лугах звенят цикады —
или это чай уже вскипел?
Угольки трещат — или по скатам
хор сухих кузнечиков запел?


«Генерал какой!» — легкая ирония слышится в словах о начищенном, блестящем предмете, который окончательно оживает в заключительной строфе:

и кипит упруго и серчает,
весь в медалях, круглый самовар!


Затем перед нами строфы миниатюры, которые описывают «мрачный» деревенский колодец, подводят к неожиданному счастливому финалу. Они полны драматизма. Тут и «холодеющее сердце» и «сладкий страх» и «сырой вздох гнилого сруба»... А в итоге — «солнце» «над головой»!

Великолепно стихотворение «Летний дождь», пронизанное детскими, восторженными интонациями («Вдруг, как ударит молния, / как хлынет шумный дождь!»), преувеличениями («Все лягушата вылезли, / и рада вся земля!») и увенчанное прекрасным анафорическим финалом.

Машины мчатся мытые
по мокрому шоссе.
Передо мной открытые
пути-дороги все!
(Летний дождь)


Превосходно эмоционально напряжённое благодаря повторам эпитетов (в сравнительной степени), аллитерации на «с», «р» и образным сравнениям стихотворение «Каникулы». Его хочется привести целиком:

КАНИКУЛЫ

Быстрее, быстрей — что есть силы,
педали все легче кручу.
Скорей! Через облако пыли,
сквозь ветер — на волю лечу!

Там ждет меня девочка Галка,
на речке, у темной ветлы.
И плечи ее, словно галька
прибрежная, нежно-смуглы.

Скорее, скорее, скорее!
Все слаженней стрекот колес!
И спицы по воздуху реют,
прозрачнее крыльев стрекоз!


Такими же небольшими шедеврами являются стихотворения «Ночные цветы», Ласточки», «Подсолнух», «Георгины». О чувстве первой любви напоминают «Скажи, задумчивая осень...», «Запорхнула в парк прохлада...».

И благозвучно, и достоверно, и зримо прекрасное стихотворение об осени:

Осенние синицы на задворки
летят, перекликаясь в тишине.
Все веселей сорок скороговорки,
все неизбежнее, все ближе снег.

И все прозрачней над равниной воздух,
все призрачнее глушь березняка ...
И опустевшие вороньи гнезда
в сквозных ветвях видны издалека.


Кажется невероятным, но почти каждое произведение книги представляет собой выразительную, совершенную картину, полную звука, живописи и смысла. Мало того, в каждом стихотворении можно выделить два-три столь же полных изобразительной силы плана, столь же выразительных и совершенных.

Покоряют многие стихи Олега Леонтьевича, к ним наверняка захочет возвратиться юный читатель, поразмышлять над ними, как над крылатыми словами классических произведений.

Таковы образы летнего ливня из стихотворения «Ливень», пугала из стихотворения «Журавли улетели...» «как сторож — в сырой гимнастерке, / и машет пустым рукавом...», образ колодезного журавля из стихотворения «Колодезный журавль».

Таковы строфы из отдельных стихотворений, талант, вложенный в которые, не требует доказательств:

Легких, звонких поленьев
в печь подкину — и дом
переполнится летним
позабытым теплом.
(Вьется вьюга, играя...)

Вот идут прохожие,
тихие, хорошие,
с мельниками схожие,
(Метелица)

я для нее в душе берег
подснежник детской нежности.
(Снежная сказка)

Как веселый румяный снегирь,
По бульвару шагает суворовец.
(Рождество)


О Великой Отечественной войне напоминает заключительная баллада «Берёзы». Как бы подводя итог прочитанному, она заставляет вспомнить всё содержание книги, в которой Олег Демченко рисует картины природы, Родины, Мечты.


Член Союза писателей России
Сергей Сметанин




Hosted by uCoz