Конференция «Творчество писателей Югры

в контексте российской словесности

конца XX – начала XXI столетия»


Творчество писателей Югры и других русских писателей на сургутском сайте «Поэзия земли Югорской» 1999-2007 гг.



Российская словесность никогда не ограничивается географическим нахождением конкретных литераторов и текстов, производимых ими. Чрезвычайная переимчивость русского человека создала великий русский язык, используя который писатель любого литературного направления чувствует себя как рыба в воде. Производя обратное влияние на язык, расширяя сокровищницу его выразительности, писатели на Руси всегда были уважаемыми и почитаемыми. Говоря словами критика Валентины Семёновой: «Когда писатель разделяет судьбу своего народа и делается выразителем его духа, когда он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, когда возвращает сокровенный смысл словам: Родина, совесть, истина, память, свобода, — тогда он обретает значение национального писателя и его имя становится символом ценностей, которые он защищает».[1] Крылатые слова, тексты песен, созданные творцами литературы, широко расходились по всей России.

Достижения XX-го века, потеснившие традиционную письменность, еще более расширили языковые возможности в духовной жизни народа. Поразительные возможности, сравнимые разве что со взрывом атомной бомбы, раскрылись с появлением гипертекстового языка и Интернета. Конечно, нелепо было бы думать, что после Хиросимы и Нагасаки американцы стали сильнее физически. Не стали более сильными и японцы, ощутившие на себе последствия взрыва. Но человечество обрело колоссальную мощь, которая позволила, например, странам Европы прожить более 50 лет в условиях мира, что является невиданным за последние века историческим прецедентом.

Точную аналогию можно построить и относительно гипертекста. Умнее не стали ни датчане, придумавшие гипертекст, ни американцы, наводнившие мир компьютерами, ни, к сожалению, и мы с вами. Но мощь, заложенная в пришедшем на землю явлении, такова, что наша духовная жизнь может точно так же оцепенеть в осознании своей якобы ненужности, как европейская военщина перед лицом разразившегося полувекового мира. Суждено же ей пережить самое интенсивное развитие.

Использованием новейших мировых достижений в способах передачи информации несет с собой и опасности, вроде всевозможных болезней роста. Русский язык давно откликнулся на это явление как возникновением «падонковского новояза» — фактически письменного разговорного языка, так и широчайшим распространением англицизмов («имхо», «сайт», «баннер», «урл»), идишизмов, таких как «цимес», «блат», «пацан», «лох», «беспредел», и мало изученных пока ивритизмов «лыхаим», «шолом», и т. д. Поддержаный «мобилонимами», языком «эсэмэсок», он создает впечатление чего-то засоренного, неправильного, уродливого, требующего немедленного вмешательства лучших гуманитарных сил общества. Эти силы откликаются, работают, очищают язык по мере возможности. То есть идет нормальная жизнь языка. Литературоцентризм русской культуры пытаются сменить лингвоцентризмом, но каков будет исход этого процесса, пока неизвестно. О роли писателя в этом справедливо говорит в четвертом номере журнала «Вопросы литературы» санкт-петербургский поэт А. Кушнер:

«Поэт ничего не выдумывает, он только тем и занят, что вопреки горю и злу, пытающимся нас разубедить в поэтическом смысле бытия, напоминает нам о нем в стихах».[2]

Никто не станет спорить с тем, что словесность формируется объективными свойствами литераторов и «текстов». Свойства эти можно назвать пафосом и стилем письма. Когда они не находит отклика в народе, то они бесплодны. Но для того, чтобы они нашли этот отклик, прежде всего произведения должны быть опубликованы.

В этих условиях присутствие творческих сил югорских писателей в интернете не только оправдано, но и неизбежно. Страницы, посвященные им, разнообразны как по объёму, так и по качеству. Конечно, им далеко до таких гигантов подачи авторского текста и сопутствующей информации, как сайт об уральском писателе Крапивине, или сайт о творчестве Николая Рубцова, но есть такие, к которым полезно присмотреться.

Так, например, хорошее впечатление производит сайт произведений Павла Черкашина, сайт финно-угорских писателей под редакторством Андрея Тарханова и Еремея Айпина (редактор-составитель — Любовь Миляева).

Достойное место в сургутском сегменте интернет-пространства занимают сайты «Поэзия земли Югорской» и «Сотворение мира» — редактор Сергей Сметанин. О первом из них будет идти речь ниже, так как он многофункционален и дает представление о творчестве большой части окружной писательской организации.

Сайт «Поэзия Земли Югорской» существует с 1999 года. Он является тематической страницей, то есть представляет не одного автора, а многих. На сайте есть разделы «Поэзия», «Проза», «Критика», «Объявления», «Хроника».

Новой формой знакомства с писательскими достижениями и литературной жизнью стало систематическое ознакомление читателей со статьями о наших авторах в окружной периодике, газетах «Литературная Россия», «Литературная Газета», «Правда», «Сибирский посад».

Постоянно даётся информация о новых книгах, выпущенных сургутскими и югорскими авторами, информация о конкурсах, лауреатами которых становятся наши авторы. Публикуются работы студентов сургутских вузов, в которых рассматривается творчество писателей-сургутян.

Сайт не претендует на полноту представленных произведений и библиографии. Здесь библиотеке он не конкурент: отсутствует закон обязывающий издательства представлять обязательный экземпляр какому-либо сайту на территории России. Не все писатели приветствуют Интернет, кое-кто относится к нему не иначе, как к бесовщине. Но когда речь идет о том, чтобы информировать читателя о выходе новой книги, о литературной встрече или о публикации малого произведения, большинство авторов не имеет ничего против Интернета.

В числе публикаций последних четырех лет надо назвать пьесу М. Булгакова «Батум» — очень редкое издание, прозу Дёгтева, Шолохова, Проскурина, Анисимковой, Волковца, Гурбанова, Сергея Козлова, Луцкого, Коньковой, Минералова, Патрикеева, Сергеева, стихи Артемчук, Гаврилова, Девина, Загваздина, Геннадия Иванова, Ильиных, Кердана, Кобылкина, Костюченко, Куняева, Любякина, Ляпина, Мартовского, Никулина, Огородникова, Плюхина, Попова, Премудрых, Рачкова, Рихтера, Бориса Романова, Сорокина, Федосеенкова, Шамсутдинова, Юрченко.

Но все эти публикации носят характер поверхностного представления авторов, несут на себе неизбежный след личных пристрастий составителя. Отрадным фактом является то, что в нашем регионе оживилась литературная критика и более глубоко знакомят пользователя Интернет с нашими писателями статьи критиков, таких как Юрий Дворяшин, Станислав Куняев, Ирина Лангуева-Репьёва, Алла Цукор, делают свои первые шаги в критике Алексей Костюченко, Людмила Премудрых, Надежда Рябкова.

Сайт вполне способен выполнять функцию живого черновика. Многие стихотворения сургутских поэтов, прежде чем попасть на страницы поэтических сборников, были опубликованы на «Поэзии земли Югорской». Возможность редактировать публикации были использованы в полной мере.

Разумеется, как ведущий литературный редактор сайта, обладающий всей полнотой информации о его жизни, я не могу утверждать, что жизнь интернет-сайта — кипучий обмен мнениями, письмами, откликами. Но нельзя сказать, что это и глас вопиющего в пустыне. Во всяком случае, два-три письма в день в адрес редактора приходит. И со всей ответственностью должен заявить, что этого крайне мало.

Можно утверждать, что сургутяне практически не читают произведений художественной литературы местных авторов. Причин этому несколько: в числе которых снижение общего культурного уровня россиян, в том числе молодежи, низкая информированность читателей о литературе, просто дремучая уверенность, что ничего хорошего, кроме нефти и газа в Сургуте произведено быть не может. Информация о словесности в сургутской и окружной прессе, а также и на телевидении ограничена. Налицо засилье рекламы коммерческой и политической, желание угодить низменным потребностям читателя и зрителя. Роль местных интернет-сайтов в организации доступа к текстам журналов и альманахов незначительна. О депараллелизации литературного процесса можно и не говорить. Мало посещаются библиотеки. Одним из вариантов выхода из этой ситуации являются интернет-ресурсы, в частности названный сайт.

Если в 2003 году количество его посетителей в 5,6 раз превышало число запросов художественной литературы в центральной библиотеке г. Сургута, как свидетельствовали данные краеведческого отдела[3], то в 2006 году число реальных запросов в библиотеке уменьшилось на одну пятую часть, а количество посетителей сайта выросло в 1,45 раза.

Эти цифры говорят о том, что сайт посещают сейчас более чем в 11 раз чаще, чем читальный зал краеведения. Причем, в 2007 году число читателей интересующихся творчеством местных писателей в реальной библиотеке продолжало уменьшаться, а количество посетителей сайта соответственно росло.

Подобные соотношения можно было бы пропустить мимо ушей, когда бы речь шла о превышении в несколько раз, но когда цифры кричат о превышении на порядок, то об этом стоит задуматься. Есть общая тенденция увеличения пользования интернетом, но даже на её фоне переток читателя от библиотечного стола к монитору не может не волновать.

Выводы:

Возможности (теоретические и практические) и перспективы Интернета (публикации, комментарии, письма читателей, литературная учеба, использование гиперссылок) в пропаганде творчества югорских и русских писателей были бы куда шире и реализованы гораздо значительней, если бы была материальная и организационная поддержка сайта спонсорами, администрацией и другими заинтересованными лицами. В течение последних четырех лет эта помощь полностью отсутствовала.


1 Семёнова В. Читать Распутина, слушать Россию. // Наш Современник. 2007. № 3

2 Кушнер А. Новые заметки на полях. // Знамя. 2007. № 10

3 Сергей Сметанин. Литературная страница в Интернете как отражение современного литературного процесса (Доклад прочитан 20 апреля 2004 года на межрегиональной конференции в Шадринском государственном педагогическом институте.)



Hosted by uCoz