Сергей Сметанин
О поэтике как диалектике слова
Материалистическая теория познания должна исходить из того, что материя первична, следовательно, в первом приближении она и составляет содержание идеального.
Идеальное - суть форма материального.
Материя находится в непрерывном движении и форма ее постоянно меняется. Следовательно закон идеального состоит в непрестанном изменении, переходе в иное.
В материи, сложность организации которой не позволяет зародиться жизни, идеальное бесконечно хрупко и изменчиво.
При появлении живых организмов, которые способны аккумулировать прогрессивные
свойства в наследственной памяти - память является способом сохранения идеального в виде наследственных признаков, живое начинает отличаться от неживого идеальностью
в форме аппарата сохранения прогрессивных наследственных изменений. Развитие этого аппарата до уровня наследственной и нервной системы, увенчанной мозгом - дело тысячелетий.
Идеальное в животном мире почти не оторвано от организма самого животного, хотя часть его мы обнаруживаем в социальной организации стада и ареале обитания.
Собака, помечающая территорию, творит идеальное - пытается создать границу, отделяющую место ее обитания от территорий, занятых другими псами.
Муравей, пасущий тлю, живет в идеальном.
И только с появлением человеческой деятельности идеальное получает возможность накапливаться, сперва в орудиях труда, жилищах, одежде, в виде украшений и орнаментов,
затем в речи в виде знаков, ориентированных на жизненные, трудовые и эстетические процессы. Став письменной, речь выделилась из носителей идеального, благодаря возможности
аккумулировать достижения поколений. Высшим способом сохранения идеального является технологическая схема производства, в производстве гуманитариев - парадигма (в науке),
а в философии - философская система.
Тем не менее, некоторая часть идеального представляется вечной.
Суть вечности есть бесконечность во времени, следовательно, существенные противоположности ее суть бесконечность
будущего и бесконечность прошедшего. Но бесконечность будущего и бесконечность прошедшего имеют начало в постоянно текущем, одновременно возникающем и исчезающем настоящем,
следовательно, как настоящее одновременно принадлежит прошлому и будущему, так и возникновение и исчезновение присущи вечному. Следовательно, вечное может определяться
как невечное. Но для нас это несущественно, так как важнее для нас то, что вечность одна
Вечная часть идеального это та часть, которая составляет отражение законов природы превышающих по своему действию краткий срок человеческой жизни. Такова сама логика.
Следовательно, диалектика суть форма материального и подлежит постоянному
изменению? По-видимому так. Диалектика изучает вечные свойства природы. Атом гелия вечно будет легче атома урана в условиях близких к земным и т. д.
Биографический материализм?
Ключом к личности человека должны стать материалы его биографии, факты, даты, события, истории, поступки, произведения, мысли, чувства, дела, привычки, намерения,
мечты, планы, друзья, враги, люди окружающие его, предметы быта, произведения, влияющие на него, атмосфера. Жизнеописание? Жизнеописательный материализм?
Диалектика природы, материализм. Роль материи.
Исторический материализм. Роль капитала.
Материализм логики. Роль поэзии.
Поэтический(творческий) материализм. Поэзия = творчество = деятельность, направленная на
создание культурных и материальных ценностей.
Органом поэтического мышления является творчески мыслящая голова человека.
На уровне первой сигнальной системы мышление конкретно, ситуативно, оперативно-
практично(включает в себя практические операции), довербально.
На уровне второй сигнальной системы мышление абстрактно, исторично или
эвристично, оперативно-понятийно(включает операции с понятиями), вербально.
Фактически мышление диалектично: абстрактно-конкретно = особенно, ситуативно-
исторично(эвристично) = целесообразно, оперативно-деятельно, невербально-вербально
= знаково.
Предметом поэтического мышления является действительность в самом широком
понимании слова.
Осмысление в языческом поэтическом сознании означает приведение в соответствие
с мифом. Мысль = миф. Мудрость = мифосообразность.
Вопрос состоит в том, какова форма, в которой идеальное может существовать вечно. Может быть, это форма, которую мы постигли научно, поскольку она принадлежит вечным
свойствам природы. Сознание, подобное человеческому может вечно быть актуализировано, но, видимо, потребует для этого предварительного тысячелетнего развития
из неживой природы. Разумные существа будут вечно телесны, следовательно смертны, ибо все материальное находится в процессе вечного изменения: самоуничтожения и самовозрождения.
Идеальное в любой форме, которую мы постигли научно, вечно постольку,
поскольку оно принадлежит вечным свойствам природы. Конечность индивидуального разума будет вечно порождать идею бога, необходимую на ранних стадиях развития сознания
как первичное приближение к идее диалектики.
Бог вечно будет бессмертным и всемогущим, особенно в пламенных головах существ, пытающихся постичь собственную духовность. Вечно будет востребована гуманность по отношению
к религиозным братьям по разуму, совесть которых признает Его более важным, чем они сами.
Исследуя идеальное (какую-либо мысль), мы приходим к выводу, что она либо не требует изменения, либо требует его. Следовательно, мы можем изменить предмет мысли.
Думая о чем-либо материальном, мы не влияем на предмет мысли, так как мысль идеальна.
Наука - этимологически это слово, по-видимому, восходит к слову "око".
Научить = "наочить" = убедить = доказать = сделать истину явной.
Диалектика слов диалектике века
Никогда не уступит своей новизной.
Диалектику можно понять только как внутреннюю связь всех вещей. Лучи разума,
кажется, способны осветить все мыслимое, но вне диалектики содержание многого
ускользает, так как забывается его реальная основа. А именно - материя. Прежде
подчинения души человека какому-либо созвездию, которое находят астрологи, эта
связь обнаруживается в виде того, что созвездия и солнечная система существуют
в вечно-единой вселенной и состоят из той же самой непреходящей материи.
Понятие материи, собственно говоря, и есть диалектика. Ибо именно материя есть
в первую очередь носитель всех мыслимых противоположностей. Именно материя
постоянно переходит из одного качества в другое. Именно запрет на ее отрицание
отражает закон отрицания отрицания. То есть быть материалистом, уже значит -
быть диалектиком, значит - быть исследователем настоящей внутренней связи
всех вещей.
Материя и ничто.
Вещество и поле. Земля и воздух, вода и огонь.
Нефть, газ, глина, металл, дерево,
кожа, кость,
ткань, керамика, пластмасса.
Минералы, растительность, живность, человек.
Мышление как способность сопоставлять явления действительности и, верно ориентируясь в них, принимать правильные решения часто осуществляется в данной системе знаний, утвердившихся в определенном коллективе, следовательно, осуществляется в терминах данного языка, и должно опираться на специальные знания, которые обычно получают в процессе обучения. Для диалектики этот факт открывает цель выхода на общеязыковый уровень. Наиболее общее знание не должно быть уделом узких специалистов. В этом одно из основных противоречий идеологии.
Диалектические противоположности одновременно развиваются и неподвижны.
Диалектика это наука о единстве и борьбе противоположностей, которые переходят друг в друга, переживая количественные и качественные изменения, и, не уничтожая друг друга, не исчезают сами.
1. Диалектика - учение о единстве и борьбе противоположностей, переходе количественных изменений в качественные и наоборот, а так же об отрицании отрицания.
2. Диалектика - это логика и теория познания(гносеология).
Все люди(целое) смерты.
Кай человек(часть).
Кай смертен.
Свойства части не отрицают свойств, присущих целому.
Свойства части повторяют свойства присущие целому.
Диалектика - наука о единстве и борьбе противоположностей.
Диалектика - это логика.
Логика - наука о единстве и борьбе противоположностей.
Наука есть то, чему можно научить.
Диалектике (логике) можно научить.
Думая о чем-либо материальном, мы не влияем на предмет мысли, так как мысль
идеальна. Исследуя идеальное (какую-либо мысль), мы приходим к выводу, что она либо
не требует изменения, либо требует его. Следовательно, теоретически мы можем изменить
предмет мысли.
Научить кого-либо, означает - изменить его образ мысли (либо дать ему новый предмет мысли, либо изменить его взгляд на известный предмет мысли, либо иначе повлиять на его способ мышления, заставить его постичь нечто).
Понять что-либо, означает постичь(изучить) нечто(научиться чему-либо).
Диалектика идеальности заключается в том, что идеальное переходит в материальное и наоборот, и они взаимно неуничтожимы. Неуничтожимое вечно. Следовательно, идеальное вечно. Вопрос состоит в том, какова форма, в которой идеальное может существовать вечно, в отличие от актуальной духовности современного человечества. Неуничтожимость идеального не означает того, что существование его в виде продуктов и следов человеческого разума вечно. Неуничтожимо оно в смысле объективности законов природы, невозможности отменить их по чьей-либо воле.
Закон диалектики справедлив для всех противоположностей предмета или процесса,
но суть предмета или процесса выражают лишь те противоположности, которые
существенны, то есть имеют отношение к самым фундаментальным (принципиальным)
его качествам.
Противоположности едины оттого, что они едины во вселенной, которая одна.
В этом смысле едины любые противоположности. (Противоположности доступные выделению из единого вечны, поскольку вечна вселенная, переходить могут только друг в друга, так как сами являются формой субстанции (материи) составляющей с ними целое.
Малейшее изменение одного влечет за собой соответственное изменение другого.
В этом смысле вселенная - идеальный передатчик.)
Поскольку вселенная движется, противоположности существуют, взаимопереходя
друг в друга, следовательно, качественно изменяясь (происходит взаимопереход противоположностей друг в друга, то есть их качественное изменение.)
Поскольку переход противоположностей происходит друг в друга, существует
градация стадий взаимопревращения, включающая момент их уравновешивания друг другом.
Этот момент есть момент борьбы противоположностей за приоритет, борьбы,
никогда не заканчивающейся уничтожением какой-либо противоположности.
Однако может иметь место приближение какой-либо противоположности к нулю
и кажущееся исчезновение ее. Наличие мельчайшей единицы противоположности,
не регистрируемой наблюдением, но реально существующей, дает основание для
количественной характеристики отдельно взятой противоположности.
В области, подверженной движению, противоположности меняются качественно,
то есть взаимопереходят друг в друга. Там, где движение ограничено, они изменяются количественно, накапливая потенциальную энергию последующего качественного взаимоперехода.
Противоположности автономного (живого) организма чаше всего опосредованы
ближайшим окружением, а не находятся в зависимости от изменения всей
вселенной. Их взаимопереход можно исследовать в рамках самого организма.
Мышление имеет три формы: понятие, суждение и умозаключение. Добавляя в этот
перечень что-то лишнее, мы запутываемся: мешаем сами себе мыслить четко
и результативно.
Три формы мышления соответствуют трем формам языка: словесной форме,
форме предложения и форме сочетания предложений. В речи это слово, высказывание и ход мысли. Речь - повседневная практика мышления. Письменная речь - практика мышления интеллигенции. Язык - вербальный способ существования мышления - отраженная и зафиксированная в материальных носителях действительность вселенной.
Мышление относится к действительности следующим образом: отражает ее, служит в качестве инструмента для достижения целей, способствует изменению действительности посредством человеческой деятельности.
Мышление разделяет действительность на явления и события (предметы и процессы),
устанавливает их границы, исследует характер связи между ними, полагает цели,
намечает условия и планы действий.
Короче говоря, мыслящий человек выделяет, уясняет, устанавливает характер
связи между явлениями и событиями (предметы и процессы) действительности,
фиксирует эту связь в речи и позволяет руководствоваться ею в деятельности.
Преимущества фиксации связи в речи таковы: следование за ходом мысли позволяет
прогнозировать результат деятельности.
(Мышление - средство отражения, ориентации и изменения действительности,
используемое человеком.)
Действительность может отражаться в мышлении трояко: с недостатком чего-либо,
в соответствии с действительностью, с избытком чего-либо. Отсюда происходят
истина и ложь. Истина посередине, а ложь возникает либо в результате недостатков соответствия действительности, либо избытка. Недостатком может быть неопределенность границ и связей, ложная последовательность частей(звеньев) связи, отсутствие какой-то части связи, создающая возможность неправильного понимания характера связи. Избытком может быть повторое отражение действительности и возникающие отсюда наложения понятий, явление неправильной работы памяти, когда образ предыдущего акта отражения действительности налагается на отражение актуальное, избыточная скорость осмысления, приводящая к пропуску важных частей и связей.
Недостаток бывает следующего рода: недостаток возраста(здоровья), положения,
времени, разума.
В соответствии с действительностью отражение происходит трояко: диалектически,
формально-логически и формально.
Солнце - одна из звезд нашей Галактики.
Солнце восходит, а давно ли на небе сияли звезды!
Златое солнышко как пуп, глядит в каспийский рот.
Виды понятий.
1. Понятия-представления.
Солнце. Звезда. Человек. Рука.
2. Понятия отвлеченные:
Общность. Раздельность. Жизнь. Среда.
3. Понятия высосанные из пальца
Сапогусь. Лошадерево.
Одновременно или последовательно находится мышление в трех своих формах?
Диалектический ответ на этот вопрос предполагает как то, так и другое.
Может ли оно существовать вне этих форм?
Поскольку понятие, суждение и умозаключение вербальны, да, хотя мышление
может быть и невербальным.
Какова основная, элементарная форма мышления?
По-видимому, это понятие, раз уж суждение есть сочетание понятий,
а умозаключение - операция с понятиями.
Каково содержание мышления?
Содержанием мышления является мудрость, знание, истина - правильное отражение
окружающей действительности в первую очередь и, во-вторых, правильное отражение
души думающего (внутренней действительности индивидуума, непосредственно
совершающего мыслительный акт).
Как произошло мышление?
Мышление произошло в ходе долгого развития природы, в результате трудовой
и жизненной деятельности человека.
Как осуществляется мышление?
Мышление осуществляется путем применения накопленных в ЯЗЫКЕ и ПАМЯТИ (ИНСТИНКТЕ) знаний к действительности, посредством суждений и умозаключений, в практике, а так же путем исследования форм мышления, применения их друг к другу - в теории.
Мышление осуществляется посредством работы мыслящей головы.
Профессиональная, общественная и бытовая деятельность человека предъявляют разные требования к его мышлению. На работе он должен четко осмыслить производственный процесс и свое место в нем, выполнять обязанности изложенные в должностной инструкции, распоряжения непосредственного начальника. В общественной деятельности он должен помогать товарищам, участвовать в художественной самодеятельности, выполнять обязанности члена профсоюза.
В быту он должен иметь моральные устои, выполнять семейные обязанности, быть
хорошим гражданином, клиентом, соседом.
Везде требуется работа мышления. Его вербальный статус часто осложняется тем, что собеседник - человек иного мировоззрения, иной национальности, иного социального положения, характера, возраста, пола. Отсюда необходимость постоянно поддерживать на высоте словарный запас.
Какова цель мышления?
Целью мышления является утверждение счастья человека, через решение производственных, общественных и бытовых задач.
По каким признакам можно определить мыслящего человека?
Мыслящий человек имеет ясный взор, светлую улыбку, вид доброжелательный и
дружелюбный, в общем, прекрасно выглядит.
Имеет ли мышление исторические ступени развития, классовый характер?
Мышление отражает условия своего существования, следовательно, оно таково.
Предположим, что о мышлении мы высказали всё самое существенное.
Рассмотрим вопрос поэтического мышления. Каково оно?
Исторически поэтическое мышление предшествует философскому и научному, будучи
орудием человека в эпоху перехода от дикости к цивилизации. Варварство, глиняный горшок и бронза - время становления поэтического мышления, в ту пору оно было большей своей частью мифологично (религиозно).
Важным свойством поэтического мышления является очеловечение природы, а так же оприродствление (обожествление) собственных душевных свойств и исторических
достижений человека.
Поэтическое понятие сохраняет еще черты представления, поэтическое суждение -
ближе к композиции образов, а поэтическое умозаключение практически равно
эстетическому переживанию - таковы формы поэтического мышления.
Содержанием поэтического мышления является художественная правда, искусство,
красота в очеловеченной природе и природном (гуманном) человеке.
Дикость враждебна поэзии, цивилизация - ее мечта и предел, за которым
начинается переход в форму критерия истины.
Я заявляю предметно и ясно:
Истинно будет лишь то, что прекрасно!
Первый акт мышления есть определение понятия; Возможно, он сопровождается
выделение эндорфинов, как и половой акт, как акт потребления наркотиков. И связан c забыванием. Поскольку объем памяти не безграничен; Может быть, это схоже с редактированием;
Первое противоречие мышления, заключается в том, что мысль приходит
в человеческую голову через пять чувств, ни одно из которых не есть мысль.
Мышление в первой форме(понятия) - средство добиваться счастья, обладать им и сохранять
его, в этом смысл мышления и на этом проверяется его истинность.
Мышление во второй форме(суждения) - итог мыслительной деятельности человечества,
требущий к себе доверия и уважительного отношения.
Мышление в третьей форме(умозаключения) - требует своего применения ко всему как
в качестве теории, так в качестве руководства к действию.
Если есть средство достижения счастья и требует к себе доверия и уважения, то нужно ему довериться и оказать ему уважение. Доверие заключается в том, что осмыслению подвергается все без исключения, а уважение в том, что результаты мышления не отбрасываются, словно это ненужный хлам, а содержатся в исправности и используются по назначению, то есть в целях достижения счастья.
Мышление - путь к счастью.
О мышлении в древности писали достойные люди. Мудрость древних пригодится мыслящему человеку и сейчас.
Первый парадокс, с которым мы сталкиваемся, размышляя о мышлении, заключается
в том, что мысль делается явной благодаря чувственному восприятию, но в то же время она не есть чувство, как не есть сочетание чувственных образов. Если проанализировать каждое чувство в отдельности, становится ясно, что оно не может быть началом мысли, как не может и выражать какую-либо мысль.
("Обмен" чувствами происходит, когда люди здороваются (обмениваются рукопожатиями), угощают друг друга, смотрят в одну сторону, вслушиваются в одно и то же.)
Мысль - сочетание понятий. В мыслящей голове отраженная действительность одновременно вербальна(абстрактна) и невербальна(конкретна).
На уровне понятия мышление есть работа человеческого мозга. Существенным противоречием здесь является чувственно-идеальный характер мышления.
Речевой характер и невербальная цель мышления.
На уровне суждения мышление имеет деятельностно-целевой характер и
словесно-осмысленную форму.
На уровне умозаключения мышление имеет практически-всеобщий смысл.
Другие противоречия мышления. Понятийно-предметное, субъективно-объективное, относительно-абсолютное, образно-сущностное, ложно-истинное(сонно-бодрое).
Поэтическое мышление.
Мы говорим о поэтическом мышлении в двух плоскостях (аспектах). Во-первых, оно обнаруживается в содержании и композиции произведений искусства и приписывается автору как авторский замысел или, соответственно, идея. Во-вторых, оно возникает в душе зрителей, читателей, слушателей в форме эстетического переживания. Эстетическое переживание может быть индивидуальным и групповым, коллективным, массовым. Замысел, идея произведения, поскольку они имеют отношение к готовому произведению, кажутся статичными, не подлежащими какому-либо изменению. Всякое изменение, которое может быть произведено с ними, мы относим к предварительной работе художника. Для нас безразлично, производилась ли эта работа осмысленно, планомерно или вылилась сама собой в результате вдохновения, озарения.
Вдохновение и его критерии в лирическом произведении.
Исходить нужно из пушкинского определения необходимости душевного спокойствия для того, чтобы акт вдохновения мог осуществиться.
1. Исследование душевного спокойствия.
1) Природа.
Отсутствие природных катаклизмов.
2) История+Быт.
Благоприятное отношение общества к художникам, понимание в семье, достаточное образования и воспитания.
3) Мышление.
Счастье, Здоровье, Успехи. Стремление знать классику мирового искусства и иметь представление обо всём духовном творчестве человечества.
2. Исследование вдохновения, как подъема творческих сил.
1. Максимальное количество поэтических средств на единицу художественного текста.
2. Наличие доминирующего поэтическое средства, развитого в наиболее полной степени (на уровне поэтического открытия).
3. Народность высказывания [использование генетически присущих языку моментов, обязательное явление рудимента языческого синкретичного действа (как акта утверждения мировоззрения) в качестве украшения (поэтического средства)].
4. Добросовестность следования традиции. Моральные устои = партийность = ангажированность (тематическая и идейная выдержанность, как признак социальной и творческой зрелости автора.
Экстремальные способы, вызывающие вдохновение и их критика.
Алкоголь, табак, наркотики, секс, катастрофы, скандалы, стрессы.
Вывод об относительно небольшом значении вдохновения для творчества ввиду преимущественно технического содержания условий вдохновения.
Вывод о недостаточности в наше время моментов, утверждающих душевное спокойствие и вдохновение, а в результате тотально низкий уровень всеобщего творчества.
Поэтическое мышление художника предлагает нам, прежде всего, свои плоды, в то время как эстетическое переживание - это процесс потребления этих плодов, сопровождаемый удовольствием, процесс свободного возникновения в душе необходимого сочетания представлений, образов, в рамках задуманного автором. Иначе говоря, идея произведения имеет художественное значение, а публика, переживающая это значение эстетически, получает художественное понятие (представление) об этом значении. Коммуникативный обмен между автором и публикой происходит с выделением какого-то количества положительных или отрицательных эмоций. Публика не только констатирует прием информации, но одобряет, восторгается, заражается желанием передать ее другому, распространить как можно шире, либо выражает свое недовольство по поводу напрасно потерянного времени. От уровня культуры публики зависит восприятие произведения, порою восприятие высоко-духовной вещи может стать для массы непосильным трудом.
Поэтическое мышление - есть возникновение, сочетание и соподчинение представлений, возникающих у читателя, зрителя в процессе чтения, созерцания либо иного восприятия произведения искусства. Уничтожение нелепых представлений - тоже дело поэзии, хорошо, что пока дело это бескровное.
Поэтическая мысль - есть звуко-(образно-)смысловое единство, дающее возможность аккумулировать и передать некую духовную ценность.
Элементы поэтической мысли суть фрагменты картины, возникающей в представлении читателя, зрителя.
Ключом к произведению человека должна стать материалистическая поэтика (диалектика слова).
Если автор написал гениальное произведение им нужно восхищаться. Чем глубже его понимаешь, тем более обогащаешься как личность. Если автор не позаботился о том, чтобы его произведение было ясно и трогательно, то понимание произведения состоит в предложениях по его редактированию. Средства, способные сделать его произведение более
доступным и действенными могут быть разными. Они известны как тропы.
Если автор преднамеренно темен и резок с целью отпугнуть профанов, то редактирование ему не нужно, следовательно такое произведение нужно отложить в сторону.
Отсюда три вида работы над рукописью: сопереживание, редактирование,
забвение.
Взимопереход слов в лирическом стихотворении
Противоположение прозы и поэзии. Проза развилась из поэзии, благодаря
проникновению в нее средств и методов речи так называемых функциональных стилей.
Собственно говоря, проза есть поэзия плюс хаос.
Появились средства управления хаосом, освободившие творческую речь от некоторых
канонов. Свобода от канонов поэтического ритма - потребность рационализма.
В лирическом стихотворении достойном этого названия, то есть в уникальном,
органичном произведение искусства, поэтические противоположности выражены
наиболее ярко и четко, следовательно их легко в нем обнаружить и исследовать.
Две потребности вызывают к жизни поэзию, это потребность человечества
в красоте и потребность творческого самовыражения автора.
Главная противоположность, которая интересует читателя, разумеется
противоположность автора и действительности. Именно между ними возникает
произведение искусства как следствие словесного поэтического мышления,
которое отражает природные и исторические обстоятельства наличествующие
в момент написания стихотворения.
Традиционно противоположность эта находит свое разрешение в фигуре лирического героя - более или менее двойника автора, позицию которого волен принять или отвергнуть читатель.
Лирическому герою противостоит, однако, уже не реальная, а условная действительность художественного мира. Отношение художественного мира к действительному есть мера художественной выразительности. Мера, в какой автору удалось приблизиться к реальной действительности, воссоздавая мир лирического героя, есть художественная правда или, иными словами, красота произведения.
Художественная правда (красота) и есть то значение произведения, которое представляет собой наибольшую ценность.
Противополагается ей замысел или идея произведения, как источник развития.
Произведения, в которых художественная правда является образцовой и общепризнанной, относят к классике художественной литературы. (Читатель, становясь в позицию лирического героя, может в силу своих вообразительных способностей оценить насколько верно изображена реальная действительность, видимая глазами лирического героя.)
(Однако, лирический герой, будучи выраженным как действительный человек точно так
же мог бы раздвоиться на того, каков он есть в своем художественном мире и на того, каким он себя представляет. Классические авторы избегают дурной бесконечности удваивания героя, ставя его в ситуации пограничные, когда он наиболее полно воплощает какую-нибудь мысль, чувство или желание, когда он действует в ответственные моменты своей жизни и у него нет времени на размышления о себе, когда суть его выражается без надуманных противоречий.)
Что делает произведение художественно правдивым? Какие средства использует автор для достижения красоты? Замысел произведения и его художественная правда получают свое воплощение благодаря литературному труду противопоставляемому вдохновению.
Вдохновение - момент труда.
Переживание красоты произведения есть работа воображения, подобная сну наяву,
либо опьянению.
Противоположность восприятия действительности посредством контролируемой работы разума и интуитивно (Противоположность памяти и забвения).
Противополагается художественной правде замысел или идея произведения,
как источник развития.
Содержание произведения соответствующее идее в классических произведениях достаточно для создания исчерпывающей картины, но, с другой стороны не имеет ничего лишнего, затемняющего ясное отражение действительности.
Содержание немыслимо вне какой-либо формы. В лирическом произведении, живущем по законам ритмического единства содержательной является и форма.
Недостающей или соответственно лишней оказывается порой какая-то формальная
часть произведения - заглавие, строка (стих), слог, троп.
Средства выразительности и язык лирического произведения.
Первое средство выразительности в лирике является порождением установки на ритм,
которому противоположно произвольное сочетание элементов произведения.
Эта средство называется инверсией.
Перестановка слов в объеме высказывания вызывает необходимость использования
синонимов, либо отрицаемых антонимов. Вариантом синонима являются окказионализм
и перифраза. (Иносказание и его роль в художественной речи.) Использование перифразы есть работа со сравнением. Сравнению противоположна гиперболизация (литота).
Метафора - тоже частный случай сравнения. Метонимия - живая метафора.
Зачин и концовка произведения. Композиция как частный случай инверсии.
Количественные и качественные характеристики лирического стихотворения.
Каждое стихотворение имеет какое-то количество знаков, букв(звуков), слов, стихов, строф, частей. Знаки соответствуют применяемым в обычном литературном тексте. Буквы, их 33, соответствуют звукам гласным, согласным, глухим и звонким, твердым и мягким. Слова - члены предложения, рифмы, обороты, тропы - всё имеет свое число. Строфы имеют прежде всего количественную характеристику, но в объеме всего произведения имеют качество единого цельного произведения, подчеркивают его единство как цельности и единство как состоящего из единообразно ритмически организованного материала. Строфика требует полного соответствия высказанного содержания определенному упорядоченному количеству строф, образующих упорядоченную ритмическую сетку.
Порядок слов прозаического предложения переподчиняется порядку ударных и безударных
слогов в стихотворении. В стихотворении происходит аллитерирование(букв) и консонантирование(звуков). Это осуществляется подбором слов (синонимов) таким образом, что они обеспечивают созвучие гласных и согласных звуков в рамках двух-трех стихов.
Частным случаем аллитерации является рифма. Наиболее благозвучна она, когда окончания стихов завершают соизмеримые, пропорциональные куски ритмической сетки.
При использовании какого-либо количественно-качественного соотношения (меры) надо помнить, что в какой-то момент соотношение может прекратить удовлетворять заданным условиям из-за внезапных несоответствий. Следствием закона перехода количества в качество является относительность возникающей на их основе меры. Кроме того, что ее можно применить к чему угодно из подлежащих измерению моментов, она относительна и в пределах применения к одному и тому же веществу, состоянию, предмету.
Поскольку мера конкретна, изменения в ней могут иметь резкий, скачкообразный
характер;
Таким образом арифметика применима к исследованию красоты стихосложения. Хотите вы этого или не хотите, а созвучие "может - тревожит" содержит по четыре подобных звука, в словах люб_ил и люб_овь по три звука совпадают. Хотите или не хотите, а в стихах "Я Вас любил, любовь еще, быть может" и "Я вас любил так искренне, так нежно..." ровно по 11 слогов.
Измените количество слогов, замените синонимами слова любого из этих стихов и очарование мелодичности мгновенно пропадет. "Я вас любил, сердечная склонность еще,
быть может...", "Я вас любил так чистосердечно и нежно".
В лучшем случае у вас получится пародия.
Я любил вас безмолвно, любил безнадежно
Был я робостью, ревностью страстно томим,
Я любил вас так чистосердечно и нежно
Как господь бы вам дал быть любимой другим!
Еще о Поэтике.
Поэтика этическая, логическая и эстетическая.
То есть с точек зрения права, разума и вкуса(чувства красоты).
Или в душе с точки зрения воли, мысли, и чувства.
Единичное, особенное и всеобщее.
Счастье(благо), истина, красота.
Красота спасет мир - это выражение Ф.М.Достоевского довольно туманно, так как
определение красоты чересчур многообразно, а в исследованиях современных
мыслителей предстает крайне расплывчатым. "В человеке все должно быть прекрасно" вторит Достоевскому А.П.Чехов, подчиняя красоте мысли и желания. Этот императив...
мне кажется, что Красота - не цель, а средство. Стоит принять это и в определении красоты все становится на свои места. Что касается поэтики, то в ней это наиболее достоверно.
Поскольку поэтические средства растворены в ткани произведения, и воспринимаются читателем не как инструменты, а как органические части самого произведения, то ясно: поэтические средства не суть средства достижения красоты, но сама красота. Красота же разложению на части не подлежит, ибо это смертельно для существования красоты, которая может существовать лишь в цельном и живом виде.
Повтор - расположение в ряд. Отсюда вытекают возможности сравнения, выделения разрежением и сплочением, выделение разрежением одного от другого (паузой), выделения размером.
Следующее средство - перестановка(инверсия), третье - замена по принципу сходства-отличия, с целью достижения наибольшей выразительности. Порою замена слова может привести к полной замене первоначальной идеи. Отсюда идут метонимия и метафора - наиболее выразительные средства современной поэзии.
Собственно, все эти средства взаимопроникают друг в друга и перерастают друг в друга так, что элементы одного из них всегда можно обнаружить в любом другом, так же как обстоит дело с философскими категориями. Но это не мешает делу мастера.
Однако, если красота состоит из исключительно поэтических(художественных) средств,
то поэтические средства не те, которыми следует спасать мир.
Мир возможно спасти средствами скорее военными, чем художественными.
Политик толкует о благе,
Эстет желает красоты
Мудрец молчит об истине,
Но это мудрец.
Он знает, когда бессмысленно слово...
Религиозное отношение предлагает относиться ко всему с точки зрения веры,
то есть принятия всего, как есть. Научное отношение требует истины
Счастье - истина правовая, правда.
Счастье - красота справедливости.
Истина - благо, путь к благу, средство достижения блага.
Истина - красота научного определения, стройность теории, красота
благородного порыва к познанию.
Красота - синоним счастья. Дар красоты телесной и духовной - редкое счастье.
Красота - органичная красота - истинная.
В общем-то, перечисленные категории выделены из речи для более или менее точного обращения с действительностью. Тот факт, что они с действительностью порой совпадают, говорит о правильности общего хода развития человеческой культуры. Но поговорите о счастье с пьяным хамом. Он и его жалкий рассудок находятся вне категорий.