Рецензии


Рецензия на книгу Олега Никулина "Нам три, четыре, пять"




Книга Олега Гавриловича Никулина «Нам три, четыре, пять» состоит из высказываний детей трех-пятилетнего возраста.
Известно, что в речи детей встречаются ошибки словоупотребления, имеющие весьма живописный характер. Замечательную книгу «От двух до пяти», состоящую из высказываний такого рода написал в прошлом веке Корней Чуковский. Николай Носов тоже оставил свои интересные записи наблюдений за внуком. Часто в газетах и журналах встречаются попытки дать новую подборку таких «жемчужин». Но для того, чтобы материал, собранный у детей стал предметом эстетического отражения, нужно не только внимательно следить за детворой и коллекционировать речевые ошибки. Необходима соответствующая серьезная духовная работа, необходим отбор, в результате которого в зарисовках помимо бытовых семейных мелочей, виделся бы весь процесс постижения ребенком современного мира. Тогда перед читателем окажется произведение искусства, а не плод регистрации младенческого сюсюсканья.
Именно такая удача выпала на долю Олега Никулина. Около 150 веселых ситуаций с мальчиками и девочками дошкольного возраста, собранные в одной книжке, радуют надеждой на лучшее в наше непростое время.
Вечной поэзией веет от детской пытливой наблюдательности и неукротимого желания своего и общего счастья, которое есть еще в жизни и требует непременного сиюминутного воплощения в Слове.
— Смотрите, вода в озере сморщилась, — говорит ребенок и не замечает, что случайно высказался хорошим литературным, русским языком, фразой, метафорическое значение которой подхватил и развил бы не один талантливый автор, повествующий о природе.
А вот радостный "ляпсус" другого ребенка:

Утром отключили воду в квартире. Днём из крана потекла вода.
— О, появилась вода! А кто её появил?

Ребенок произносит случайное слово и в языке рождается удивительная, новая связь житейского процесса водоснабжения с его таинственной причиной: ремонтом ли? Волшебством ли? А может быть, круговоротом воды в природе? А может быть, осуществлением каких-то иных древних и мудрых законов?
Дети в миниатюрах Олега Гавриловича неповторимы как сама жизнь. Он чрезвычайно скупо и чётко рисует моменты возникновения детских речений. Элементы описания как бы сливаются с высказываниями детей, их ничего не стоит перечесть много раз, чтобы за умолчаниями угадать никулинское, такое же как у юных «авторов» трепетное, свежее восприятие бытия. Кажется, не-вольные словесные новообразования ребятишек создаются прямо на глазах:

— Мама, мы с тобой — два грипповика!

Каким удивительным бывает детский взгляд на связь вещей! Насколько прекрасен их фантастический мир, в котором возможно невозможное и обяза-тельно необязательное.

Рассматривают фото лета.
Алиса:
— Хочу сейчас же там быть, хочу во всех городах жить.

Игра в войну:
— Вона идёт, вона идёт. Тисе, не ходите здесь.

По этим забавным ошибкам, как по недоразвившимся органам зародыша, можно проследить узловые точки растущего человеческого разума — самого ценного из всего, что только есть в природе.
— Устами младенца глаголет истина. Дети мудрее нас, — скажет кто-то, прочтя новую книгу Никулина и будет прав. — Язык мудрее нас. Родина мудрее нас, — скажет кто-то другой и тоже будет прав. Невольно улыбаясь, читатель наверняка заметит, что становится чище душой и доброжелательнее к людям, а это свидетельствует о прикосновении к искусству высокой пробы.


12 декабря 2004 г.
Член Союза писателей России Сергей Сметанин



Hosted by uCoz