Говоря о современном литературном процессе в столице и провинции, невозможно обойти такую возникшую несколько лет назад составляющую часть этого процесса, как опубликование художественной литературы в электронном виде, а именно в виде страниц гипертекстовой разметки в мировой сети Интернет. Страницей в Интернет можно считать часть файла (единица информации, хранимой в памяти компьютера) считываемую обычно с монитора, либо распечатываемую на принтере. Особенностью отличающей ее от обычного текста является наличие связи с другими такими же страницами, обеспечивающей быстрый взаимопереход.
Можно определить литературную страницу в Интернете, как страницу представляющую того или иного писателя, имеющую ряд гиперссылок (сетевых связей), приводящих в конечном итоге к появлению на экране монитора какого-либо законченного литературного произведения вышеупомянутого писателя. Не вдаваясь глубоко в определение понятий "процесс" и "литературный" сошлюсь на Советский Энциклопедический Словарь,(9: 725, 1087) трактующий первое как последовательную смену явлений, состояний в развитии литературы (от латинского processus — продвижение), а второе как произведение письменности, имеющее общественное значение (от латинского literatura — буквально — написанное). Стоит упомянуть, что в значении художественная литература — (искусство слова) оно должно эстетически выражать общественное сознание и, в свою очередь, формировать его, хранить, накапливать и передавать философские, эстетические, нравственные ценности и являться средством постижения действительности. Я согласен также с мнением В. Е. Хализева, что "литературный процесс данной страны и данной эпохи к тому же не сводится к сосуществованию литературных течений и направлений."(10: 410) При этом, по словам Б. М. Эйхенбаума "необходимо отличать социальный заказ диктуемый рынком (издатель, читатель и пр.),(11: 427) от социального заказа, являющегося результатом литературной эволюции, литературной борьбы".
Современный литературный процесс в России, как известно, возник не на пустом месте. Во многом это продолжение литературного процесса, существовавшего в доперестроечное время.
Понятно, что пока в обществе живут писатели, продолжают издаваться их произведения и публикуются критические отклики на них, начала литературного процесса (продвижения написанного) неизменны. Тем не менее, некоторые их количественные и качественные характеристики за последние 10-15 лет претерпели значительные изменения. Так в корне изменилась издательская практика, в которой фактически ликвидированным оказался институт редакторства. То же самое происходит и с литературой публикуемой в Интернете.
Вот что об этом пишет Мария Митренина: "Редакторы... ... в интернете могут быть упразднены". (6) Для публикации своего произведения в Интернете, любому автору достаточно воспользоваться компьютером и применить некоторые общедоступные программы.
Выросли тиражи беллетристики: переводной и отечественной детективной, научно-фантастической, многожанровой развлекательной литературы, при этом чрезвычайно сократились тиражи изданий художественной литературы. Об этом свидетельствует на сайте Интернета ведущий конференции "Чтение — национальная традиция России" прошедшей 16 июня 2003 г. писатель Михаил Кураев: "Сегодня выпускается огромное количество очень хороших книг, но... выходят они мизерными тиражами"(4). Кстати, организаторы конференции сформулировали основные темы для обсуждения, например, "Книжное изобилие в столицах и книжный голод в провинции", "Литературные журналы — уникальное явление русской культуры", "Чтение в эпоху культурных коммуникаций", которые красноречиво говорят о сложившейся в России ситуации.
Заметим, что на автора, непосредственно участвующего в литературном процессе изменения литературного процесса повлияли самым решительным образом. Прежде всего, у него во многом отпали надежды на жизнь за счет литературного гонорара. С разрушением Литфонда к этой беде добавилось лишение некоторых весьма важных льгот.
Так в Ханты-Мансийской окружной писательской организации из 27 членов сегодня зарабатывают свой хлеб исключительно творческим писательским трудом от силы 2-3 человека. И это в организации, которую секретарь Союза писателей России Игорь Ляпин на писательском собрании в декабре 2003 года признал лучшей из ста. То есть происходит явная депрофессионализация писательского труда. А ведь, говоря словами Вольтера, "работа есть условие искусства". Впрочем, ни одно интернет-издание выплачивающее авторам гонорар мне также неизвестно.
Общественное значение художественной литературы, казавшееся немного завышенным в годы строительства коммунизма, ныне производит впечатление катастрофически заниженного. Инфляция слова царит везде. Средства массовой информации проявляют практически нулевой интерес к теме духовного производства, если это не касается религии, сектантства, целительных, гадательных, меркантильных, криминальных, спортивных и политических культов. Исключение сделано для темы образования, к которому современная литература также не допущена.
Разрушенной оказалась система книгораспространения, существовавшая при коммунистическом правлении. Казуистика современных юридических отношений привела к тому, что литературно-художественный альманах "Эринтур", издаваемый в Москве орган писателей ХМАО, не может быть продан или подарен кому-либо и хранится всем своим тиражом в столице округа, не читаемый ни жителями столицы, ни провинциалами.
Распространение художественных произведений через Интернет, так же имеет свои подводные камни. Здесь препятствия иного рода. Отсутствие единой системы каталогизации опубликованного материала приводит к тому, что он теряется в избытке низкопробной продукции дилетантов. Организация компьютерной базы данных, которая стала бы основой более привлекательной для пользователя многофункциональной страницы, требует как более высоких познаний в программировании, так и более значительных материальных затрат. Литературный процесс в Интернете динамичен и требует постоянного внимания, включения автора в жизнь сети, говоря иными словами, из литературного превращается в коммуникативный.
С другой стороны, если целью литературного процесса считать читателя, то в случае использования Интернета автор может рассчитывать на более широкий контакт с аудиторией. Так если по данным краеведческого отдела сургутской городской библиотеки художественная литература запрашивалась в 2003 году 248 раз, то число посетителей литературной страницы "Поэзия земли Югорской" (8)в этом же году составило более 1400.
Литературные страницы можно разделить на три категории: Представительская литературная страница, где приведен минимум информации об авторе, и литературный текст сведен до цитаты либо названия произведения. Авторская страница, в которой наличествуют (авто) биография, материал о творчестве, гостевая книга и более или менее достаточный сборник авторских произведений. Тематическая страница, в которой обычно представлены несколько авторов, кроме того, могут быть представлены работы профессиональных критиков, иллюстраторов, вплоть до форума поклонников автора.
Именно тогда, когда в процесс включается критика, можно говорить о литературном процессе отраженном во все его полноте.
Поскольку профессиональные критики преимущественно живут в столицах, возникает мысль о том, что весь литературный процесс испытывает тяготение в том же направлении. Однако, "в провинции всегда больше времени для сосредоточенного чтения, больше возможностей для самостоятельного осмысления жизни", как отмечает Александр Кушнер (5)
В России не исчерпала себя такая микроформа литературного процесса как семинар молодых писателей. Например, с 13 по 19 октября 2002 г. в подмосковном пансионате в Липках прошел Второй Всероссийский Форум молодых писателей. (1) В Ханты-Мансийске окружные семинары проводятся ежегодно, кроме того, каждый год в одном из городов округа организуется выездной семинар с участием редакторов, издателей и критиков.
Можно согласиться и с Олегом Горшковым (ЛИМБ — журнал современной поэзии — № 11), сказавшим, что "Интернет действительно великое и поразительно удобное средство для литературного общения и приобщения, для учебы начинающих, для разрушения прежней замкнутости и разобщенности литкругов, хотя бы на уровне отношений между литературными столицами и литературными провинциями". (2)
О стихии "временности", эфемерности захлестнувшей нынешний литературный процесс говорит Ю. В. Казарин в статье "К вопросу о поэтосфере": "Современная участь "провинциального поэта" удивительно проста и очевидна: само устройство Российского государства (чудовищной силы централизация) сделало существование, скажем, мое как стихотворца (подчеркну: поэт — это номинация, как мне кажется, посмертная) просто существованием, бытованием и наличием меня (моих поэтических/стихотворных текстов) в современном русском языке, который функционирует не столько в пространстве (книги, периодика, интернет), сколько — в наибольшей степени — во времени. Это вполне удовлетворяет "социальную часть" (честолюбие, карьера и т. п.) моей личности, именно это обстоятельство позволяет мне сегодня проживать свою жизнь как жизнь языковую и поэтическую. Именно так живут сегодня такие стихотворцы, как Алексей Решетов, Майя Никулина (Екатеринбург), Евгений Туренко (Нижний Тагил), Владислав Дрожащих (Пермь), Виталий Кальпиди (Челябинск) и др." (4)
Таким образом, литературный процесс для автора "книжного" оказывается разомкнутым на стадии контакта с массовым читателем из-за мизерности тиража, для автора ориентирующегося на Интернет, на стадии редактирования и критики. Самое главное, что в существующих условиях литература как столичная, так и провинциальная неизбежно утрачивает свои культурные функции, способствует утрате накопленных за большую часть ХХ века духовных ценностей и из средства постижения действительности превращается в средство нагромождения все новых и новых вопросов. Но, говоря словами Г. Н. Поспелова, "эстетические достоинства существуют в художественных произведениях объективно, независимо от того кто, когда, и в какой мере оказывается способным или неспособным их воспринять, осознать и оценить". (7: 54) Выход видится грядущим не в ближайшее время, а с изменением общественно-политической ситуации. Надо надеяться, что восстановление литературного процесса произойдет так, что выдающиеся произведения кроме "бумажного" будут выходить и в электронном виде, следовательно, будут доступны для массового читателя, а интернет-культура вследствие потенциально высокой обучаемости интеллигенции получит недостающих критиков и редакторов.
Литература:
1. Второй Всероссийский Форум молодых писателей
2. О. Горшков
3. Ю. В. Казарин
4. М. Кураев
5. А. Кушнер
6. М. Митренина
7. Г. Н. Поспелов Теория литературы М.: Высш. Шк., 1978, — С. 54
8. С. Е. Сметанин. Поэзия земли Югорской
9. Советский Энциклопедический Словарь М.: Сов. энциклопедия, 1980, — С. 725, 1087
10. В. Е. Хализев. Теория литературы М.: Высш. шк., 2002, — С. 410
11. Б. М. Эйхенбаум. О литературе М.: Советский писатель, 1987, — 427
Доклад прочитан 20 апреля 2004 года на межрегиональной конференции в Шадринском государственном педагогическом институте.
Назад на "Сотворение мира" |