Рецензия на книгу О.Л. Демченко «Что случилось с Россией?»



Новая рукопись Олега Демченко «Гражданская лирика (проект книги)» (2011, Москва) http://stihi.ru/2011/12/29/4554 состоит из трёх частей, охватывающих более ста стихотворений. Первая часть «В предгорье Кавказа» представляет собой стихи биографического плана, вторая часть «Что случилось с Россией?» — размышления о современности, третья часть «Из под копыта Пегаса» — подборка юмористической и сатирической поэзии.

Композиция сборника продумана тщательно и серьёзно. Перед нами книга зрелого мастера поэтического слова. На это указывает отсутствие заведомо слабых, творчески бессодержательных произведений, рассчитанных на инерцию читательского восприятия.

Многие стихи были опубликованы ранее в российских и зарубежных периодических изданиях, входили в отдельные авторские сборники. Книгу предваряет эпиграф из А. Блока «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краёв дороже мне!». Осмыслению публицистического настроя книги помогает то, что почти под каждым стихотворением проставлена дата написания. По сути, это дневник событий, охватывающий огромный период — от начала 50-х двадцатого века до сегодняшних дней. Это лирический документ эпох.

С первого стихотворения читателя властно захватывает неторопливая и размеренная стихия поэтического реализма, с опорой на достоверное звучание географических названий, имён, указаний на время, место, отношение к создаваемому на глазах мироощущению, мировоззренческую и ассоциативную связанность представляемых фактов и событий с отражением их в сознании лирического героя.

Родился я в селе Самашки,

Когда тепла была земля.

Шмели шумели сквозь ромашки,

Как будто пули Шамиля.

...

Год пятьдесят седьмой. Чечены

вернулись. Началась резня.

«Аллах акбар!» - кривые тени

от них бросались на меня.


Жить стало там невыносимо.

Мы уезжали навсегда.

Я только помню, мчались мимо

Поля, селенья, города.



Мне было года три-четыре.

Объятья нам раскрыла Русь.

Но с той поры я, словно Мцыри,

Домой к себе куда-то рвусь...

(«Родился я в селе Самашки...»)

Следующее стихотворение «Подкумок» изображает героя уже в ином возрасте, и воспоминание о реке детства более светлые:

А к августу он становился прозрачным —

Местами не речка, а просто ручей.

Зато из глубин бочагов его мрачных,

сгибая бамбук, я таскал усачей.

(«Подкумок»)

Как точно Олег Демченко использует метонимию для создания лаконичного, но ёмкого образа речной рыбалки в горной реке! Такое переживание в раннем отрочестве, конечно, является важным событием. Через подобные нехитрые действа происходит познание природы Кавказа, её красоты, мощи, великолепия. А выраженное здесь осознание бренности человеческой жизни по сравнению с существованием ярко описанной реки, меняющей русло в связи с оползнями, выводит произведение на философский уровень.

Стихотворение на историческую тему, размещенное третьим, расширяет временную перспективу, сводит осязаемую современность России с её далеким прошлым:

Курган овеян славою былинной.

Взбежал я на него а вдалеке

о чем-то лес задумался предзимний,

туман поплыл холодный по реке.

(«Сторожевой курган»)

Достоинство поэтического метода автора заключается в единстве трех изобразительных планов: плана реалистически переданного звукового образа действительности целиком или какой-то её детали, и живописно выраженных плана природы и плана личности лирического героя.

В детство лирического героя врываются отголоски Великой отечественной войны:

Война

костей немало

наломала

и разминулась

за семь лет

со мной,

Оставив едкий запах аммонала

Над черною воронкою лесной.

(«Война»)

Аллитерация увязывает в тесное звуко-смысловое единство трансформированный фразеологический оборот «наломать дров» с предлогом и местоимением «со мной», а также вступает в созвучие с символической цифрой «7», означающей одновременно и школьный возраст и время отделяющее описываемое событие от конца войны. В последней строфе ту же цементирующую роль играет звуковой повтор «Всей школой». Результатом этих созвучий является лирическая миниатюра большой эмоциональной силы.

Олег Леонтьевич, кроме всего прочего, — поэт музыкального толка. Биографические произведения Демченко «В предгорье Кавказа...», «Отец», «Брат играл мой на гармони...» насыщены чудесной звукописью.

Но в его строфах, пронизанных перекличкой созвучий, смысл не теряется за мелодией, глубокое слоговое созвучие для поэта совсем не самоцель, иначе сборник превратился бы в сплошной набор словесных погремушек. Если применение каждого приёма проследить по всем стихотворениям сборника, то окажется, что он не является самым главным.

На правильность и целесообразность применения аллитерации у Демченко указывает свобода с которой он обращается с её помощью к самым различным темам вплоть до публицистических стихотворений «Урок Беслана», «Нынче водки не меряно...» и др.

Звуковая гармония поэтики Демченко, деятельно отражает гармонию поэтической действительности мира.

...Жаворонок в небе,

в поле жеребенок;

в переспелом хлебе

крики перепелок.

(«Я припомнил детство...»)

В прекрасной строфе из стихотворения о степном детстве, как в капле росы, отражается всё окружающее пространство. Происходит это не только зримо, но и глагольно. Перекликаются калейдоскопические трели жаворонка и переливы голосов прячущихся в траве перепёлок. Земля и небо, верх и низ, жаворонок и жеребенок, плавный изгиб спелого колоса и линия птичьего пера, многократно отражаются друг в друге.

Дословно привожу небольшое стихотворение, чтобы показать богатство звуко-образной палитры Демченко-художника:

Мы в детстве были чистыми, как боги,

В душе поляны светлые цвели!

Когда мы шли к реке, босые ноги

едва касались утренней земли.



Жужжали пчелы в поле над гречихой

и нежно медом веяла весна,

она была счастливою и тихой,

совсем недавно кончилась война.



Травой веселой заросли воронки,

ржавела над могилою звезда,

и пели в звонком небе жаворонки

о том, что нам доступна высота!

2003

(«Мы в детстве были чистыми, как боги...»)

На мой взгляд при чтении этого стихотворения у непредвзятого читателя не должно возникнуть никакого сомнения в высоком реализме представленной послевоенной картины. Перед ним не плод надуманного «самовыражения», подстегнутого тоской по былому благополучию, а творческое воссоздание кусочка реального бытия, в котором счастье наслаждения жизнью оказывается доступным каждому, кто обладает хотя бы толикой воображения.

Стремление к счастью, как сокровенному смыслу жизни, которое признают люди во все века, в наивысшей степени разделяется русским народом, претерпевшим в своей истории падения и взлёты, равных которым не знало человечество. Об этом по большому счёту и говорит содержание всей книги Демченко. Он удивительно точно, как истинный мастер, использует широкий арсенал поэтических средств.

Вот раннее стихотворение «Лето радостным громом...», в котором светлая тема счастья решена через трагический образ поющего на рынке под гармошку матроса-инвалида. Вот впечатляющая метафора: бредущие из окружения беженцы в образе израненных берёз. («Шли берёзы ноги босы...»)

Образная ёмкость и достоверность отражения социальной и культурной действительности у Демченко настолько велики, что многие строки его стихов кажутся отточенными временем афоризмами.



Вот и закончилась в мире война.

Ласточка, весточка, счастье, весна.

2006

(«Вот и закончилась в мире война...»)



не отвергайте отчие святыни:

другим,

поверьте,

больше не бывать!

1995

(«Святыни»)

Не сомневаюсь, если бы поэт творил во времена, когда интерес к поэзии был больше, стихи его знала бы наизусть половина России.

Промчалась осень, как татары по Руси:

обугленные черные деревья,

и колесо тележное в грязи,

и птиц последних грустные кочевья,

и безысходный тихий-тихий дождь —

везде тоска, везде одно и то ж…

Уйди! Умри под нищенской рогожей! —

все это вызывает дрожь,

как у коня, идущего под нож,

когда он чует гибель всею кожей.

1993

Промчалась осень, как татары по Руси...»)



Символическим обобщением веет от образа церкви в стихотворении «Забытый храм»:

Ступени замшелые в оспинах.

Торчат из расщелин ромашки...

Зашел я и галки о, Господи!

вспорхнули, черны, как монашки.



И ветер, тревожный и резкий,

внезапно рванулся наружу.

А строгие древние фрески

сквозь вечность глядят прямо в душу.

1978

(«Забытый храм»)



Сюрреализмом отдаёт стихотворение «Кинозал», где обманутые зрители с боем покидают обещавший недорогое развлечение кинотеатр. Саркастически звучат в нём просторечия "кинщик", "кина", намекая на всероссийский масштаб аллегории.

Выразительны стихотворения «После праздника», «Лето продано», «Там, где бор шумел, гниют опилки...», «Страна моя» и другие.

Кажется, новым содержанием обречённости и тщетности усилий народа наполнено стихотворение «Журавли улетели».



Окончена в поле работа

никто до весны не придет.

Лишь пугало средь огорода.

Кого оно, глупое, ждет?



Зачем оно осенью горькой

стоит на холме ветровом,

как сторож в сырой гимнастерке,

и машет пустым рукавом ...

1984

(«Журавли улетели»)

И словно привет утреннего восходящего солнца возвещает надежду следующее стихотворение:

Взгляните вверх:

тяжелый и угрюмый,

железной кроной дуб восходит в облака.

Вы видите?

объят он гордой думой

на годы долгие, на долгие века.



Что вспомнил он?

Татарские набеги,

хрип табунов,

пожаров горький дым?

Его поили кровью печенеги

и русичи справляли пир под ним.



О чем молчит он?

И луга, и пашни

молчат...

Молчит на взгорке монастырь...

Как будто бой вчера был рукопашный

и вот...

один остался богатырь.



Придет пора

и новые побеги

дуб вознесет и шире, и шумней ...

И грянет гром!

И праздновать победы

вновь племя русских

сядет у корней!

1995

(«Дуб»)

По замыслу автора натуралистическая составляющая придаёт сборнику гражданской лирики весомость. Больно читать о разгуле пьянства, проституции, бандитизма, о засилье политической лжи, питающей все эти «прелести» капитализма. Но эта художественная правда ничуть не отступает от правды жизни, которая сейчас не менее весома и лежит камнем на душе едва ли не каждого гражданина России.

Сатирические и иронические стихи составляют последнюю часть книги. Темы, развитые в первой и второй частях находят здесь логическое разрешение в горькой усмешке и фарсовом умиротворении.

Чувство горькой иронии, а иногда и злого сарказма, совсем не редкие гости в поэзии Олега Демченко. Это доказывают его стихи «Царь и казак» «Продажные поэты» и другие. Автора справедливо возмущает телевизионный пошлый и глумливый смех жирующих профессионалов от базарной байки и торгашеского анекдота: «Над умирающей Россией ржет «Аншлаг».

Поэтому противопоставление основному содержанию книги заключительной серии стихотворений «Про...», пронизанных солоноватым народным юмором, смотрится вполне оправданным и закономерным.



Hosted by uCoz