Бабочка и горностай

Сергей Сметанин

Однажды я рассматривал национальный мансийский орнамент. Вдоль края ткани шла тонкая линия узора. Изображение горностая, схематичное, состоящее из нескольких ромбиков-бусин, чем-то притягивало и невольно задерживало на себе взгляд. 

Пересчитав бусинки — ножки зверька, я заметил, что их неравное количество. У одного — четыре, у другого — пять, затем снова четыре и снова пять. Когда же я проследил их по всему ряду, на моих глазах произошло чудо: горностайка зашевелил ножками, ожил, побежал. Вот к чему привела асимметрия — неравность в количестве ромбиков узора. 

Подобный эффект мне пришлось наблюдать в другое время, изучая расположение пятен на сложенных крыльях замершей бабочки. Количество пятен и дуг, обводящих их по краю крыла, расходилось на единицу, несколько таких же пятнышек шло вдоль туловища по прямой линии. При малейшем шевелении крыльев казалось, что происходит движение живого существа, украшенного по бокам этими пятнами, может быть, гусеницы, которая то вытягивалась вдоль поверхности листа, то складывалась почти вдвое, чтобы произвести новый шажок. Видимо, бабочка так спасает свою жизнь. Так она маскируется под яркую, но, по всей вероятности, ядовитую и невкусную гусеницу. 

Эффект неравносложного повторения формы магически действует на некоторых мужчин, в поле зрения которых попали очертания женской фигуры. Асимметричное повторение выпуклости пятки, икры, бедра, ставит их перед загадкой. В неподвижных очертаниях женщины им видится движение, но это движение воспринимается неуловимо, таинственно, следовательно задевает самые скрытые установки психики на реакцию перед неизведанным. Грубо говоря, мужчина в микроскопической, но ощутимой дозе испытывает испуг и недоумение, в которых ему стыдно признаться перед самим собой. 

Итак, наблюдения в области графики позволили мне открыть интересную закономерность: оказывается, последовательно проведенная асимметрия чрезвычайно освежает изображение и даже создает иллюзию движения. 

Подумайте, не такое ли неравновесие привлекает нас в названиях, справедливо считающихся весьма удачными: цветов «Иван-да-Марья», «Мать-и-мачеха», литературных произведений: басен — «Волк и ягненок», «Кот и повар», «Осел и соловей», романов — «Война и мир», «Черное и красное», «Коварство и любовь», кинофильмов: «Свинарка и пастух», «Живые и мертвые» — любой без труда сможет продолжить этот список до бесконечности.
Многие отмечают, что лица нефотогеничные из-за своей асимметричности, часто оказываются чрезвычайно выразительными. Может быть, причина здесь в том же эффекте?

Мало того, симметрия, может восприниматься чем-то сугубо человеческим, выработанным ради каких-то неэстетических, антигуманных целей. Так, отталкивающе выглядят кадры гитлеровской кинохроники, хотя это съемки идеально выстроенных парадов. Отталкивает симметрия ракетного оружия, симметрия наконечника, меча, пули. Тоску наводит коридорная симметрия бюрократического учреждения. Тошнотворна симметрия воротничков Каренина, усов кайзера Вильгельма, сверкающих очков Лаврентия Берия, при всей неоднозначности оценок последнего. 

Многие мастера культуры, видимо, на уровне подсознания понимая действенность асимметрического подхода к изображению, строили свои произведения на заведомых искажениях гармонии и перспективы, чем вызывали справедливое недоумение современников. Таковы некоторые гениальные скульптуры Микельанджело, полотна Гойи, музыкальные произведения Шостаковича, в литературе — «Новь» Тургенева, «Чайка» Чехова. На асимметрии построена притягательность большинства модернистских течений в искусстве двадцатого века. Интересно использование приема дозированного применения симметрично поданного материала в асимметричном контексте — таковы штыки солдат конвоя в одной из картин Верещагина. 

Асимметрично по сути мировосприятие человека: последовательный переход от предмета к мифу и от мифа к мысли. Асимметрична душа человека, основу которой составляют мысль, чувство и воля. Асимметрично по сути все живое, природное, развивающееся, надеющееся, плодотворно борющееся за существование. Асимметрична вселенная. Асимметричен микромир. Асимметрично время — оно движется только в одну сторону. Асимметричен основной закон диалектики — единства и борьбы противоположностей, ведь эта борьба никогда не приводит их в равновесное состояние и в тоже время не дает противоположностям исчезнуть друг в друге. Асимметричен юмор — ни над одной шуткой нельзя так широко, от души посмеяться, как в первый раз.

Да, далеко я ушел от бабочки и горностая… Но, тем не менее, что-то общее непременно есть как в моих вольных и, по-видимому, невнятных рассуждениях о вещах отвлеченных, так и в мыслях о движении нарисованного зверька.




Hosted by uCoz