Рецензия на рукопись книги Габделя Махмута

"Что вижу я вокруг"

Рукопись сборника публицистики Габделя Махмута объёмом 165 страниц состоит из пяти частей, названных автором книгами. Название кажется удачным, потому что материал чрезвычайно насыщен именами, событиями, размышлениями. Впечатление от прочитанного такое, как будто действительно это не одна, а несколько книг, продолжающих одна другую. Главное достоинство автора, на мой взгляд, заключается в стиле. Его стиль вызывает безусловное читательское доверие. Он наглядно показывает, что писатель, во-первых, виртуозно владеет русским языком, во-вторых, является человеком высокой культуры, хорошим организатором. Вот как описывает он время конца 90-х:

"...обязанности Пресс-центра расширились. Нами выпускались не только информации, но совместно с авторами, издательствами - журналы, книги, и впервые в истории НГП составлялась и вышла в свет Летопись предприятия. В предвыборные кампании Пресс-центр наш становился штабом Надымгазпрома, нами принималась и организовывалась работа приглашенных представителей СМИ страны. Так же в пресс-центре был Штаб освещения событий с Праздника оленеводов, Конгресса оленеводов мира. И пр. и пр. Среди почетных гостей в нашем пресс-центре побывали по своей работе Юрий Сенкевич (его я лично сопровождал в полетах по Ямалу), ведущий «Мира животных» на 1 канале Николай Дроздов, другие ныне известные корреспонденты ОРТ и ВГТРК…

Появились новые интересные перспективы, шаг за шагом мы завоевывали авторитет среди коллег, стали одним из лучших служб в отрасли… "

Я давно знаком с Габделем Махмутом и его творчеством. В начале 90-х годов он заявил о себе романтическими произведениями смешанного жанра, "поэпроз", как он сам это называл, а также рассказами и статьями на тему интернациональной дружбы. Особенно его занимали русско-татарские отношения:

"А ведь ближе татарина у русского брата в России никого не было, еще с домонгольского периода нашей истории. Только об этом замалчивалось, а больше обращали внимания на брата-грузина, с которым задружили всего-то ничего – лет двести назад, или брата-прибалта, другого кавказского брата… Вот этот пробел пытаюсь восполнить я, рассказывая о сегодняшней, и в недавнем прошлом, общей нашей жизни…

Не верую, но верю-2 "

Путь в большую литературу был для Габделя Махмута непростым, о чём свидетельствует и эта рукопись, в которую вошло немало биографического. Служба в армии, работа в учреждениях культуры и журналистика, большой жизненный и профессиональный опыт явно просвечивают сквозь ткань его свободного повествования о времени и о себе. Выпускник тобольского культпросветучилища, а затем студент Челябинского государственного института культуры мало-помалу вырос до начальника управления культуры надымской Мэрии. Но успел поработать и на самых разных производственных должностях, обрёл незабываемый общественный и житейский опыт.

Автору удалось несколькими штрихами создать привлекательные образы современников, рассказать о новейшем взгляде на историю русского и татарского народов, воссоздать волнующую историю борьбы и гибели замечательного татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля.

Краткие, но выразительные портреты певца Муслима Магомаева, писателя Булата Сулейманова, поэта Альфреда Гольда, композитора Алемдара Караманова покоряют достоверностью исполнения. Небольшой оттенок романтизма превращает их в значимые реалистические фигуры, благодаря которым можно справедливо судить о создавшей их эпохе.

Габдель Махмут так же выпукло изображает надымских горожан. Это и простые люди, и заслуженные работники. Он не просто натуралистически описывает современников-писателей Бориса Кожухова, Анатолия Алексеева, Нину Парфенову, Юрия Кукевича, но характеризует их специально подобранными стихотворениями. Время предстаёт сквозь призму искусства особенно наглядно и осязаемо.

Писатель охотно "даёт слово" своим героям и эпизодическим персонажам, вроде комментаторов-блогеров из интернета, что приближает его тексты к свойствам живого документа. Цитаты надымских, екатеринбургских и тюменских журналистов целенаправленно и со вкусом подобраны.

Махмут, на мой взгляд, продолжает творческий рост с каждым новым изданием. Его имя связано с темой интернационализма, которая востребована не только на региональном уровне и в последние годы особенно актуальна.

Мы живём в информационную эпоху, которая зародилась и укрепляется на наших глазах. Русский язык занял второе место по распространённости интернет-документов в мире и второе в Европе. Русские и русскоязычные писатели заняли достойное место в глобальной компьютерной сети. Большое значение имеет активность писателя и в этой области. Не зря создана персональная страница Габделя Махмута, число посетителей которой неуклонно растёт.

Вот как обращается к пользователю сам автор: "Что касается меня, моя творческая карьера удивительным образом складывается как нельзя удачно, за что могу быть только благодарен судьбе и счастливой теории вероятности: родился 24 мая - в день рождения великих М. Шолохова, И. Бродского, лауреатов Нобелевской премии... В 15 лет покинул родную деревню, в 25 лет попробовал «сотворить» первый свой рассказик, в 35 лет впервые открыл дверь редакции газеты «Литературная Россия», а в 45 - ...стал участником Международной конференции писателей севера, где случайно попал в число выступающих. В результате был замечен, и отмечен как литературное открытие конференции... А недавно снят учебный фильм по моему произведению, многое из написанного включено в региональные программы по литературе и, соответственно, учебники и хрестоматии...

Может быть есть у меня какой-то Покровитель небесный, который «за руку» ведет в писатели!?.."

Благодаря совместному воздействию "бумажной" книги и публикации в интернете в наше время возможно нормальное бытие литературного процесса и упрочение статуса писателя. Об этом убедительно говорит пример рукописи Габделя Махмута.

Я уверен, что книга публицистики великолепного писателя-сибиряка Габделя Махмута займёт достойное место в ряду изданий его многогранного творчества.


Член Союза писателей России, поэт

Сергей Сметанин