ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА»








Детско-родительский проект «Сундук моей семьи»










ВОСПИТАТЕЛИ: ГАПОНОВА Т.А.,

ДОРОНИНА О.М.




г. Сургут

2014 г.

Аннотация проекта.

Проблема этнической толерантности подрастающего поколения на сегодняшний день особенно актуальна. С целью объединения детей и родителей совместной социально – значимой деятельностью была создана проектная команда в составе – (руководитель проекта) Гапонова Т.А. - воспитатель, Доронина О.М. - воспитатель, Бандурина Н.А. - хореограф, Меньщикова Л.В. - музыкальный руководитель.

Наша задача - заложить в детях основы дружеского отношения к другим народам, принятия их неповторимости и уникальности. Основные результаты реализованного проекта - создание визитной карточки семьи; фотоальбома «Посмотрите-ка на нас» - интересные моменты значимо полезной деятельности детей, родителей и педагогов; создание «Картотеки игр наших бабушек и дедушек» - о любимых играх в детстве родителей, дедушек и бабушек. Организация выставки «Мини – музей старинных вещей» семьи, оформление книжек «Профессии моей семьи», где последняя страничка посвящена ребёнку «Кем я буду, когда вырасту»; и как завершение праздник «Мы вместе!».

Проект объединил и сблизил педагогов, воспитанников и родителей посредством совместной деятельности и развития интереса к общему делу: открыл новые горизонты для успешного сотрудничества; обогатил детско-родительские отношения в творческой деятельности над проектом. Дети выучили много песен и разных стихов, в том числе стихи сургутского поэта Сергея Сметанина; подготовили театрально-музыкальную композицию «Я, ты, он, она….», танец «Большой хоровод», песни «Зореньки краше…», «Мы дети солнца»; разучили игры коренных народов Севера; оформили выставку семейных рисунков «Дружат дети на планете».

Самое яркое и неизгладимое впечатление произвел праздник «Мы вместе!». Символично, что наше образовательное событие - праздник «Мы вместе!», заявленный в декабре 2013 года, состоялся в день празднования торжеств - 18 марта, по случаю воссоединения Крыма с Россией. Праздник, в честь этого знаменательного события, тоже назывался «Мы вместе» и прошел не только в Москве, но и под таким же названием, в нашем городе Сургуте.

Уникальность каждой семьи открылась в готовом продукте коллективной творческой деятельности детей, педагога и родителей.

Мы вместе, мы рядом и нам хорошо! В перспективе – каждая возрастная группа может разработать и провести своё образовательное событие. Проведённые исследования вполне могут соответствовать проектной линии «Разные и равные».


Вид проекта: творческий, информационно – практико-ориентированный, социально-просветительский, средне - срочный.

Возраст и состав участников: 27 семей воспитанников подготовительной к школе группы.

Время, планируемое на реализацию проекта: 4 месяца.

Проблема: Проблема этнической толерантности подрастающего поколения на сегодняшний день особенно актуальна. "В Сургуте проживают представители более 100 национальностей, осуществляют деятельность 30 этнических общественных организаций и 26 религиозных объединений".

Этническая толерантность - это признание ценности  «другого», отличного от тебя, ценности разности.

Мы задались вопросом, как сделать так, чтобы на пороге дошкольной ступени образования заложить в детях основы дружеского отношения к другим народам, принятия их неповторимости и уникальности. Детские сады посещают дети разных национальностей и в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки.

Решение: Для выявления детской инициативы мы поговорили о том, что нашу группу посещают дети разных национальностей. Спросили, что такое национальность? Узнали и разобрались, что в нашей группе дети разных национальностей и их насчитывается более 9. К какой национальности принадлежат дети, какие традиции и знания хранит их семья? Как это можно узнать? У кого можно спросить, с кем посоветоваться? Дети предложили спросить у своих родителей и рассказать о своей семье, провести праздник. Так возникла детская инициатива. Объединившись, мы получим знания о себе и о других детях и взрослых.

Цель проекта: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине через коллективную творческую деятельность детей, педагога и родителей в процессе образовательного события – Праздника «Мы вместе».

Задачи проекта:

1.Разработать сценарий Образовательного события.

2.Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.

3. Обогатить детско-родительские отношения в творческой деятельности над проектом;

4.Изготовить визитные карточки своей семьи.

5. Раскрыть уникальность каждой семьи в готовом продукте коллективной творческой деятельности детей, педагога и родителей.

Совместная деятельность детей и родителей:

Создание визитной карточки семьи;

Презентация творческих работ «Дружат дети на планете»;

Подбор и разучивание стихов, песен, танцев своего народа;

Подготовка национального костюма;

Презентация блюда своей семьи;

Оформление выставки «Мини – музей старинных вещей»;

Подготовка и проведение праздника.

Реализуемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Содержание проекта:

I этап подготовительный

Задачи: Вызвать интерес у родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах воспитания этнической толерантности у детей дошкольного возраста

Содержание работы:

Введение в тему проекта:

Реклама детской инициативы о проведении праздника, в виде афишы, на стенде группы детского сада и на родительском собрании.

Создание проектной группы с целью объединения детей полезно значимой деятельностью, разработке ряда мероприятий. Проектная группа включает в себя детей, как носителей инициативы, родителей, педагогов.

Реклама детской инициативы!

Внимание, внимание, спешите, спешите!

Только у нас Вы побываете на интересном и замечательном празднике «Мы вместе!»

Только у нас Вы увидите самые интересные семейные презентации! Только у нас Вы побываете на параде национальных костюмов!

Только у нас Вы восхититесь песнями, танцами и стихами! Только у нас Вы попробуете самые вкусные национальные блюда!

Только у нас, Всех объединит Хоровод Дружбы.

Только для Вас приоткроет все тайны СУНДУК МОЕЙ СЕМЬИ!

МЫ ВМЕСТЕ, МЫ РЯДОМ И НАМ ХОРОШО!!!

А если не получится у Вас к нам подойти, Вы только пригласите, мы сами сможем к Вам прийти!



II этап практический

Задачи:

Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности;

Формирование у детей элементарные представления о традициях своей семье, национальной принадлежности;

Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности над проектом;

Сплочение семей воспитанников посредством совместной деятельности и развития интереса к общему делу;

Изготовление визитных карточек своей семьи.

Содержание работы:

Каждое направление работы носит не только творческий и познавательный характер, но и имеет свой практический результат.

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми: беседы, образовательные путешествия «История моей семьи», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», игры, просмотр видео, фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, создание проблемных ситуаций, поисковая деятельность по теме проекта. Организация выставки детских рисунков «Дружат дети на планете».

С родителями проведение бесед и консультаций «Самоценность дошкольного детства», «Воспитание основ толерантного взаимодействия», «Создание визитной карточки семьи», подготовка к празднику.

Объединение участников проекта в рамках создания творческих работ; разработке и изготовлении визитных карточек родителей с детьми;

Проектная команда разрабатывает программу семейного праздника и примерного положения к каждому номеру.

- Визитная карточка моей семьи может включать в себя национальную принадлежность, количество членов семьи, профессии взрослых членов семьи, увлечения семьи. Визитная карточка (формата Ф-4) может быть представлена в виде герба семьи с использованием национальных символов. Сообщение может быть представлено в стихотворной, музыкальной или сказочной композиции.

- В параде национальных костюмов может быть демонстрация – дефиле национального костюма и его презентация в устной форме с использованием музыкального сопровождения.

- Фестиваль стихов, песен и танцев. Положение: предполагает исполнение национальной песни, по возможности на родном языке; национального танца и чтение стихотворения поэтов своего народа, по возможности на родном языке.

- Конкурс национальных блюд «Блюдо моей семьи». Положение: презентация своего блюда: творческое название, рецепт блюда, особенность и полезность. Презентация может быть представлена в песенной, стихотворной форме.

- Хоровод дружбы «Мы вместе». Завершение праздника будет проходить в виде награждения детей за проделанную творческую работу. Объединит совместный танец в музыкальном сопровождении «Большой хоровод». Дети приглашают взрослых в хоровод «Идите к нам!»

III этап итоговый.

Задачи:

Показать и раскрыть уникальность каждой семьи в готовом продукте.

Содержание работы:

Ожидаемые результаты:

- формирование у дошкольников доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей,

- формирование основ толерантности.

В нашей группе из 27 детей насчитывается более 9 разных национальностей. Объединившись, мы получим знания о себе и о других детях и взрослых. Проведённые исследования вполне могут соответствовать проектной линии «Разные и равные».


Продукт проектной деятельности:

Праздник «Мы вместе!»

Программа:

Награждения детей за проделанную творческую работу. В завершение совместный танец в музыкальном сопровождении «Большой хоровод!»

Дошкольное детство – важный и ценный период в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.


Спасибо за внимание!

Ответы на вопросы:

Пожелание городу Сургуту в день рождения, его 420-летия: процветания, мира, добра и справедливости.

Действительно Сургут объединяет жителей разных национальностей и поколений так, как "В Сургуте проживают представители более 100 национальностей, осуществляют деятельность 30 этнических общественных организаций и 26 религиозных объединений".

Жители Сургута - это прежде всего люди труда и созидатели, желающие сделать наш город ещё лучше и привлекательнее для жизни разных народов в дружбе и понимании.



Сценарий

Образовательное событие - Праздник «Мы вместе!»


Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады видеть Вас на нашем празднике «Мы вместе!» Во все времена люди слагали стихи и песни о родине, ведь у каждого она своя.

Сколько ручьёв по овражкам журчит,

Столько о Родине песен звучит,

Самых весёлых, самых красивых,

Самых счастливых песен звучит. (Н. Саконская)

Дети заходят под музыку и становятся в 4 линии для танца.

Музыкально – танцевальная композиция «Я, ты, он, она – вместе целая страна…», ребёнок - стих. «Родина» З. Александрова

Ведущий. Наша группа объединяет детей разных национальностей, давайте поприветствуем их.

Визитная карточкавыход детей в национальных костюмах под музыку своего народа (по алфавиту, последними - русские); устная (стихотворение), )или музыкальная (танец)- презентация

Башкирия , Дагестан , Казахстан, Киргизия, Ногайцы , Татария , Украина, Донское казачество, Россия.

4 ребёнка встали, сделали шаг вперед и читают четверостишия


1.Живут в России разные 2.У каждого народа

Народы с давних пор. Язык свой и наряд.

Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,

Другим – степной простор. Другой надел халат.

3.Один – рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

4.Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна. (В. Степанов)

Ведущий. (Под минусовку «Мама - Непоседы») Независимо от цвета кожи и волос, разреза глаз и разного языка, национальной принадлежности - ВСЁ в жизни каждого человека начинается с мамы … Ведь мама это самое святое и родное.

Дети читают стихи

«Разговор о маме» Н. Саконская, «Мамины руки» М. Родина , «Посидим в тишине» Е. Благинина , «Ну-ка попробуй» С. Погореловский , «На 8-е марта» В. Осеева - садятся

Исполняется песня «Зореньки краше»

Затем дети поочерёдно

1.Очень много слов на свете,

2.Как снежинок у зимы.

3.Но возьмем, к примеру, эти:

4.Слово «Я» и слово «Мы».

5.«Я» на свете одиноко,

6.В «Я» не очень много прока.

7.Одному или одной

8.Трудно справиться с бедой.

Вместе

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы!

(«Я и мы» В. Орлов)

(Песня «Мы дети солнца») солист – ребёнок

Ведущий. Наш праздник – подарок нашему городу в честь 420 летия. Стихи сургутского поэта Сергея Сметанина представляют дети («В Сургутском цеху», « Снегопад»)


Подборка стихов о ЮГРЕ (чтение детьми поочерёдно)


Ведущий. Всех нас объединила Югра. Коренные жители Югры – народы ханты и манси. В преддверии прилёта птиц в апреле коренные народы празднуют – праздник трясогузки. Здравствуйте, здравствуйте, вестники Большого Света и Красной Весны!
А трясогузки, довольные, что вернулись на родину, то взлетают коротким взлетом, то садятся, потряхивая хвостиками. Вертят головками, показывая то один глаз-бусинку, то другой. Пританцовывают под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят желанную весну. Большой Свет, белые ночи. Стряхивают с крылышек тепло, принесенное с южной земли.

ИГРА «РУЧЕЙКИ, РЕКИ ОЗЁРА»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.

Игра «Составь слово» - из букв на мольберте слова:

Россия, родина, мир (у каждого человека есть родина, мы живём в России, всех нас объединяет мир)

ЮГРА, Сургут, дружба (мы живём в городе Сургуте, наш округ называется Югра, всех нас соединила дружба)
После игры под музыку дети выходят, звучит музыка, дети снова заходят с гелевыми шарами и привязанными к ним журавликами, становятся в шахматном порядке

Ведущий. Скоро наступит май. «Май … Вовсю щебечут птицы, и парад идёт в столице. В орденах шагают деды. Поздравляем с Днём Победы.» Поприветствуем … (Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»)

Ведущий. Дети, что объединяет вас и помогает вам продвигаться на пути к успеху? (Дети говорят слова и отпускают шарик с журавликом.)

Понимание, сочувствие, сопереживание, доброта, умение дружить, хорошие поступки, вера, надежда, любовь к близким, ответственность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к старшим, умение доводить начатое дело до конца, милосердие, искренность, чуткость, выдержка, терпеливость, скромность, вежливость, заботливость, щедрость, добросердечие, самолюбие, верность, взаимопомощь, сотрудничество ….(под музыку дети садятся)

Ведущий. Наши дети находятся на пороге школьного обучения. Скоро в школу, в первый класс. Стих. «Важный день» (читает ребёнок)

Торжественная церемония награждения детей за активность, ответственность, артистичность, талант и мастерство.

Благодарность проектной команде и руководителям образовательного учреждения за поддержку.

Ведущий. Пусть сегодня на нашем празднике всех нас объединит хоровод дружбы. Хоровод «Большой хоровод» (на 4 повтор припева дети зовут всех в хоровод)

Ведущий. Наш праздник подошёл к концу. Мы разные и равные. Мы вместе, мы рядом, и нам хорошо! Спасибо за внимание!


Информационные источники:

  1. Большая книга стихов для чтения в детском саду/ Составители Э. Иванова и И. Токмакова; Предисл. И. Токмаковой. – М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000.

  2. Времена года: стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе/ сост. И предисл. Нянковского М.А. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: академия развития, 2006.

  3. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2002.

  4. Стихи к праздникам. «Стрекоза - Пресс», 2006.

  5. Читаем детям: Кн. Для чтения в нац. дет.садах РСФСР: Пособие для воспитателя/ Авт. сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под ред. З.Г. Сахиповой; Ил.худож. А.М. Гусарова. – 2-е изд., испр. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд – ие, 1991.

  6. http://festival.1september.ru/articles/608530/

  7. http://gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html

  8. http://www.stihi.ru/2011/12/27/9904

  9. http://zaycev.net/pages/13677/1367742.shtml

  10. http://www.fun4child.ru/160-stikhi-vladimira-orlova-dlja-detejj.html

  11. http://www.myshared.ru/slide/203528/

  12. http://www.admsurgut.ru/news.php?id=321288&top=100001

  13. http://spbdeti.org/id1620